• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

North American RA-5C Vigilante

Дед Леня

Moderator
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
5,948
Реакции
654
Баллы
0
В данной теме речь пойдет о сборке масштабной (М1/72)модели самолета RA-5C Vigilante от фирмы TRUMPETER .
«Ви́джилент» (англ. Vigilante, ориг. произн. «Виджилэ́нт»[1]; общевойсковой индекс — A-5) — единственный в истории авиации сверхзвуковой палубный бомбардировщик, стоявший на вооружении ВМС США в 1960—1970-х годах. Первоначально предназначался для доставки ядерного оружия, однако наибольшее применение получила разведывательная модификация самолёта RA-5C.
 

Вложения

  • 0.jpg
    0.jpg
    63.3 KB · Просмотры: 152
Прежде чем начать сборку модели, выложу небольшую историческую справку о данной машине.

В ноябре 1953 года фирма «Норт Америкэн» по собственной инициативе начала разработку ударного самолёта, который должен был прийти на смену дозвуковому палубному бомбардировщику A-3 «Скайуорриор». Новая машина поначалу носила обозначение NAGPAW (North American General Purpose Attack Weapon), а на фирме обозначалась NAA-233. В 1955 году ВМС США одобрили проект, а в августе 1956 года заключили контракт на постройку двух опытных образцов. Выкатка прототипа YA3J-1 состоялась 16 мая 1958 года, свой первый полёт он совершил 31 августа того же года (пилот — Дик Вензель).
Второй опытный «Виджилент» — «бдительный» разбился в июне 1959 года. Несмотря на это, испытания шли успешно. В 1960 году впервые поднялся в воздух первый серийный самолёт, в июле начались испытания на авианосце. В качестве рекламы перед заседанием американского Конгресса (от которого зависело финансирование производства) 13 декабря 1960 года командир экипажа Лерой Хит и лейтенант Ларри Монро установили на «Виджилент» мировой рекорд высоты полёта, поднявшись на 27874 м с грузом 1000 кг.

Конструкция

«Виджилент» был габаритным (длина 23 м), тяжёлым (макс. взлётная масса превышала 28 т) и высокотехнологичным (для 1950-х годов) двухместным двухдвигательным самолётом палубного базирования. Его отличительными чертами были высокорасположенное крыло, коробчатые регулируемые (впервые в авиации США) воздухозаборники, внутренний бомбоотсек между двигателями, крыло без элеронов (вместо них использовались интерцепторы и дифференциально отклоняемый стабилизатор), цельноповоротное вертикальное оперение и одна из первых БЦВМ VERDAN (Versatile Digital Analyzer). A-5 также был оснащён одной из первых электродистанционных систем управления, когда-либо установленных на самолётах.
Всего было построено 156 «Виджилент», включая прототипы.
YA3J-1 — прототип. Построено 2 машины.
A-5A (A3J-1) — первый серийный вариант. Построено 57 машин.
A-5B (A3J-2) — увеличен запас топлива, добавлены два подкрыльевых пилона, другие модификации. Совершил первый полёт 29 апреля 1962 года, построено 6 машин.
RA-5C (A3J-3P) — самолёт-разведчик. Внешне отличался увеличенным гаргротом. Совершил первый полёт 30 июня 1962 года, построена 91 машина, ещё 43 переоборудовано из бомбардировочных вариантов.
Эксплуатация
Первоначально «Виджилэнт» имел обозначение A3J. В результате стандартизации обозначений вооружения в 1962 году он получил новое обозначение A-5.
Первые самолёты поступили на вооружение 3-й тяжёлой штурмовой эскадрильи ВМС США (VAH-3) в июне 1961 года. Эксплуатация быстро выявила сильные и слабые стороны новой машины. «Виджилент» имел большую трудоёмкость обслуживания, а оборудование на первых машинах не отличалось надёжностью. Например, бортовой компьютер VERDAN во время испытаний имел среднее время наработки на отказ всего 15 минут (в дальнейшем оно было доведено до 240 часов). Посадка A-5 на авианосец была довольно трудным делом из-за большой массы машины и высокой посадочной скорости. Среди пилотов ходили преувеличенные слухи о сложности пилотирования «Виджилент». В остальном самолёт имел прекрасные лётные характеристики и неожиданно хорошую манёвренность для своих размеров и массы. Известен случай, когда A-5 зашёл в хвост истребителю F-8 «Крусейдер» и долгое время преследовал его, причём пилоту «Крусейдера» не удалось избавиться от своего «противника». Участвовавший в этом «бою» пилот A-5 позднее признался, что такой успех возможен только на высоте более 6000 м и когда самолёт легко снаряжён[4].
Когда «Виджилент» начал поступать на вооружение, его основной задачей была доставка ядерного боеприпаса на большое расстояние. Однако в это время началось развёртывание атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис», и необходимость в палубных носителях ядерного оружия отпала. При нанесения ударов обычными свободнопадающими бомбами бомбардировщик A-6 «Интрудер» был предпочтительнее «Виджилент» с точки зрения соотношения стоимости и эффективности. ВМС США обнаружили, что получили весьма дорогостоящий самолёт (каждая машина стоила около 10 млн. долларов в ценах 1960-х годов), применения которому не было. В результате уже в 1963 году производство бомбардировщика было прекращено.
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    60.8 KB · Просмотры: 137
  • 2.png.jpg
    2.png.jpg
    64.5 KB · Просмотры: 123
  • 3.jpg
    3.jpg
    121.9 KB · Просмотры: 51
  • 4.jpg
    4.jpg
    119.6 KB · Просмотры: 53
  • 5.PNG.jpg
    5.PNG.jpg
    30.2 KB · Просмотры: 85
  • 6.gif
    6.gif
    101.2 KB · Просмотры: 86
  • 7.jpg
    7.jpg
    108.2 KB · Просмотры: 55
  • 8.jpg
    8.jpg
    106.1 KB · Просмотры: 61
  • 9.jpg
    9.jpg
    96.2 KB · Просмотры: 62
  • 10.jpg
    10.jpg
    97.3 KB · Просмотры: 95
В этих условиях командование ВМС приняло решение превратить A-5 в разведчик дальнего радиуса действия. Разведывательный вариант RA-5C поставлялся в строевые части с июля 1963 года и был принят на вооружение 10 тяжёлых ударно-разведывательных эскадрилий, входивших в состав 1-го ударно-разведывательного крыла[5]: (в скобках указано время эксплуатации «Виджилэнти»; все эскадрильи были расформированы)
VAH-1/RVAH-1 «Smokin' Tigers» (1963—1979)
VAH-3/RVAH-3 «Sea Dragons» (1961—1979)
RVAH-5 «Savage Sons» (1964—1977)
RVAH-6 «Fleurs» (1965—1978)
VAH-7/RVAH-7 «Peacemakers of the Fleet» (1961—1979)
RVAH-9 «Hoot Owls» (1964—1977)
RVAH-11 «Checkertails» (1966—1975)
RVAH-12 «Speartips» (1965—1979)
RVAH-13 «Bats» (1964—1976)
RVAH-14 «Eagle Eyes» (1968—1974)
Во время Вьетнамской войны ВМС заказали дополнительную партию «Виджилент», производившуюся в 1968—1970 годах. Начиная с 1974 года ударно-разведывательные эскадрильи расформировывались. 21 сентября 1979 года состоялся последний полёт RA-5C с авианосца, а 20 ноября того же года последний самолёт этого типа был выведен из состава ВМС США. Срок службы «Виджилент» оказался короче, чем у «Уорриора», которой он должен был заменить, но несмотря на это, A-5 занял заметное место в истории американской палубной авиации.

Боевое применение

«Виджилэнти» применялись с начала до конца «американского» периода Вьетнамской войны (до 1973). В Юго-Восточную Азию отправляли только разведывательные RA-5C; за время войны на театре военных действий побывали восемь из десяти разведывательных эскадрилий «Виджилент», участвовавшие в 32 боевых походах авианосцев. RA-5C были «глазами» флота и применялись в основном в Северном Вьетнаме. Они использовались для фотографирования цели как до, так и после нанесения удара. Во втором случае задача была гораздо более опасной, поскольку северовьетнамская система ПВО уже находилась в повышенной боевой готовности. Уязвимость «Виджилент» несколько снижалась благодаря тому, что в районе цели они всегда набирали сверхзвуковую скорость. Вьетнамские зенитчики сумели сбить 17 таких разведчиков. Ещё один RA-5C был сбит вьетнамским истребителем МиГ-21 во время операции «Linebacker II» (последняя воздушная победа северовьетнамских МиГов). 9 разведчиков потеряно по эксплуатационным причинам, из них 3 сгорело во время пожара на авианосце «Форрестол». В общей сумме потери составили 27 самолётов «Виджилэнти»[6].
 

Вложения

  • 13.jpg
    13.jpg
    126.6 KB · Просмотры: 210
  • 20.jpg
    20.jpg
    77.5 KB · Просмотры: 161
  • 19.jpg
    19.jpg
    45.9 KB · Просмотры: 171
  • 18.jpg
    18.jpg
    53.9 KB · Просмотры: 101
  • 17.jpg
    17.jpg
    70.1 KB · Просмотры: 79
  • 16.jpg
    16.jpg
    66.9 KB · Просмотры: 69
  • 15.jpg
    15.jpg
    45.9 KB · Просмотры: 59
  • 14.jpg
    14.jpg
    94.7 KB · Просмотры: 90
  • 12.jpg
    12.jpg
    61.2 KB · Просмотры: 87
  • 11.jpg
    11.jpg
    63.1 KB · Просмотры: 61
И для более полной информативности привожу ТТХ самолета в роли бомбардировщика.

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации A-5A.
Технические характеристики
Экипаж: 2
Длина: 23,32 м
Размах крыла: 16,15 м
сложенный: 12,8 м
Высота: 5,92 м
Площадь крыла: 65,03 м²
Стреловидность по линии 1/4 хорд: 37,5°
Средняя аэродинамическая хорда: 4,62 м
Колея шасси: 3,53 м
Масса пустого: 14 839 кг
Масса снаряжённого: 15 513 кг
Нормальная взлётная масса: 25 020 кг (с 1× ядерной бомбой Mk 28)
Максимальная взлётная масса: 28 555 кг
Максимальная посадочная масса:
на аэродром: 25 020 кг
на авианосец: 17 463 кг
Масса в бою: 21 559 кг (без подвесок)
Масса топлива во внутренних баках: 8652 кг (+ 2468 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 10 618 л (+ 3028 л в ПТБ)
Силовая установка: 2 × ТРДФ General Electric J79-GE-8
Бесфорсажная тяга: 2 × 48,5 кН (4944 кгс)
Форсажная тяга: 2 × 75,6 кН (7711 кгс)
Длина двигателя: 5,265 м
Диаметр двигателя: 0,8 м
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
на высоте: 2124 км/ч на 12192 м
у земли: 1296 км/ч
Крейсерская скорость: 902 км/ч
Скорость сваливания: 196 км/ч
Боевой радиус:
со сверхзвуковым участком полёта: 1269 км / 1750 км (без/с ПТБ )
без перехода на сверхзвуковой полёт: 1583 км / 2074 км (без/с ПТБ )
Практическая дальность: 3241 км / 4204 км (без/с ПТБ со сверхзвуковым участком полёта)
Практический потолок: 12 619 м
Боевой потолок: 15 880 м (при 2,54 м/с)
Скороподъёмность: 172,2 м/с
Время набора высоты:
6096 м за 3,2 мин
9144 м за 6,2 м
Нагрузка на крыло: 380 кг/м²
Тяговооружённость: 0,616 / 0,395 (с/без форсажа при нормальной взлётной массе)
Длина разбега: 823 м
Длина пробега: 960 м
Вооружение
Точки подвески: 2 + бомбоотсек
Бомбы:
ядерные:
1 × Mk 27 или B28 или B43 ядерные бомбы свободного падения в бомбоотсеке
2 × Mk 43 под крылом
фугасные: 2 × 460 кг Mk 83 или 925 кг Mk 84 под крылом
Подвесные топливные баки:
2 × 1514 л под крылом
1 × 1117 л в бомбоотсеке вместо вооружения
 

Вложения

  • iW3KECQY5.jpg
    iW3KECQY5.jpg
    116.4 KB · Просмотры: 80
  • Viggi_1.jpg
    Viggi_1.jpg
    85.7 KB · Просмотры: 60
Держу в руках красивый боксарт из плотного картона от китайской модельной фирмы "Трубач", который долгое время лежал у меня в закромах и кажется уже стал относиться к раритетам. Внутри вложена подробная инструкция по сборке, декаль и пакеты с литьевыми рамками. Качество литья отличное, проработка расшивки и клепа также высокого качества. Рамка прозрачного пластика с литьем остекления кабины пилотов и другими "стеклянными деталями" пролита тонко и чисто, без облоя и утяжин. Впереди - сборка. Она покажет, как проработано деление модели на узлы, какая стыкуемость у деталей, много ли потребуется шпаклевки и что получится в итоге.
 

Вложения

  • 22.jpg
    22.jpg
    104.8 KB · Просмотры: 79
  • 28.jpg
    28.jpg
    93.1 KB · Просмотры: 69
  • 27.jpg
    27.jpg
    102.8 KB · Просмотры: 51
  • 26.jpg
    26.jpg
    104.3 KB · Просмотры: 49
  • 24.jpg
    24.jpg
    105.2 KB · Просмотры: 54
  • 23.jpg
    23.jpg
    76.9 KB · Просмотры: 57
  • 21.jpg
    21.jpg
    100.1 KB · Просмотры: 70
  • 25.jpg
    25.jpg
    107.9 KB · Просмотры: 50
Сборку начинаю с простых деталей хвостового оперения. Из комплектующих деталей склеиваются киль и стабилизаторы.
 

Вложения

  • 29.JPG
    29.JPG
    78.1 KB · Просмотры: 66
  • 30.JPG
    30.JPG
    96.5 KB · Просмотры: 45
  • 31.JPG
    31.JPG
    67.4 KB · Просмотры: 60
  • 32.JPG
    32.JPG
    72.9 KB · Просмотры: 81
  • 33.JPG
    33.JPG
    81 KB · Просмотры: 59
  • 34.JPG
    34.JPG
    63 KB · Просмотры: 61
Далее следует склейка ниш шасси с фюзеляжем и установка в ниши отдельных элементов конструкции.
В процессе склейки обнаружено, что каналы воздухозаборников не имеют внутренних стенок и все внутренности самолета будут на виду через воздухозаборники двигателей. Надо что-то придумать, чтобы закрыть данную недоработку производителей модели.
 

Вложения

  • 35.JPG
    35.JPG
    55.8 KB · Просмотры: 53
  • 39.JPG
    39.JPG
    50.7 KB · Просмотры: 37
  • 38.JPG
    38.JPG
    47.2 KB · Просмотры: 94
  • 37.JPG
    37.JPG
    57.1 KB · Просмотры: 55
  • 36.JPG
    36.JPG
    56 KB · Просмотры: 50
  • 40.JPG
    40.JPG
    59 KB · Просмотры: 45
А пока думка думается, займусь сборкой кабины пилотов.
Начну с катапультируемых кресел пилотов. Они в модели проработаны довольно подробно, можно добавить только привязные ремни. Осталось только их покрасить до окончательной установки в кабину.
 

Вложения

  • 41.JPG
    41.JPG
    96.1 KB · Просмотры: 41
  • 42.JPG
    42.JPG
    73.8 KB · Просмотры: 38
Далее следует сборка ниши рулевого колеса и установка оборудования в ванну кабины пилотов.
 

Вложения

  • 47.JPG
    47.JPG
    78.7 KB · Просмотры: 64
  • 44.JPG
    44.JPG
    89.6 KB · Просмотры: 73
  • 46.JPG
    46.JPG
    71.7 KB · Просмотры: 66
  • 43.JPG
    43.JPG
    69.3 KB · Просмотры: 50
  • 45.JPG
    45.JPG
    72.9 KB · Просмотры: 53
Продолжается наполнение ванны кабины пилотов. На свои штатные места устанавливаются боковые приборные панели.
 

Вложения

  • 48.JPG
    48.JPG
    78.2 KB · Просмотры: 64
  • 49.JPG
    49.JPG
    69.6 KB · Просмотры: 61
  • 50.JPG
    50.JPG
    51.5 KB · Просмотры: 72
  • 51.JPG
    51.JPG
    74 KB · Просмотры: 79
  • 52.JPG
    52.JPG
    67.9 KB · Просмотры: 74
В ванну вставляются кресла и проходит примерка ванны с фюзеляжем самолета.
На данном этапе работа приостанавливается на неделю, поскольку завтра я отправляюсь в Новосибирск, на Сибирский слет стендовых моделистов НОВОСЛЕТ-2019.
 

Вложения

  • 53.JPG
    53.JPG
    85.7 KB · Просмотры: 39
  • 54.JPG
    54.JPG
    78 KB · Просмотры: 35
  • 55.JPG
    55.JPG
    76.4 KB · Просмотры: 28
  • 56.JPG
    56.JPG
    51.7 KB · Просмотры: 42
Поездка в Новосибирск завершена, результаты оной будут оглашены несколько позже, после получения всех дипломов и призов по почте.
А пока продолжается сборка модели. По ходу сборки ванны кабины пилотов произведена сборка ниши рулевого колеса, крепящегося на ванне.
 

Вложения

  • 57.JPG
    57.JPG
    41.1 KB · Просмотры: 27
  • 58.JPG
    58.JPG
    49.1 KB · Просмотры: 23
Для закрытия сквозного канала воздухопровода двигателей самолета из пластиковой трубки Ф12мм вырезаны каналы воздухозаборников двигателей и вставлены внутрь фезюляжа.
 

Вложения

  • 59.JPG
    59.JPG
    58.5 KB · Просмотры: 25
  • 62.JPG
    62.JPG
    47 KB · Просмотры: 21
  • 61.JPG
    61.JPG
    57.3 KB · Просмотры: 25
  • 60.JPG
    60.JPG
    39.3 KB · Просмотры: 25
На внутреннюю сторону каналов воздухопроводов устанавливается глухая перемычка, на которой в каналах впоследствии будут закреплены диски турбин первой ступени ТРД.
 

Вложения

  • 63.JPG
    63.JPG
    47.2 KB · Просмотры: 18
  • 64.JPG
    64.JPG
    43 KB · Просмотры: 22
  • 65.JPG
    65.JPG
    40.7 KB · Просмотры: 23
  • 66.JPG
    66.JPG
    30.5 KB · Просмотры: 25
  • 67.JPG
    67.JPG
    40.4 KB · Просмотры: 22
Диски компрессора первой ступени ТРД вырезаются из алюминиевой пластины толщиной 0,3мм, выравниваются, а затем пинцетом производится изгиб лопаток. После чего диски устанавливаются на оси, выполненные из гвоздиков, на них приклеиваются коки, выточенные из литника и данная сборка устанавливается в отверстия, просверленные в перемычке. После чего перемычка вставляется в фюзеляж модели. Вот теперь сквозной проем в фюзеляже модели ликвидирован и все стало устроено так, как на реальной машине.
 

Вложения

  • 68.JPG
    68.JPG
    81 KB · Просмотры: 23
  • 76.JPG
    76.JPG
    40.6 KB · Просмотры: 24
  • 75.JPG
    75.JPG
    39.1 KB · Просмотры: 18
  • 74.JPG
    74.JPG
    50.1 KB · Просмотры: 25
  • 73.JPG
    73.JPG
    52.6 KB · Просмотры: 24
  • 71.JPG
    71.JPG
    66 KB · Просмотры: 25
  • 70.JPG
    70.JPG
    59.8 KB · Просмотры: 25
  • 69.JPG
    69.JPG
    101.9 KB · Просмотры: 23
  • 72.JPG
    72.JPG
    55.7 KB · Просмотры: 27
Из комплектующих деталей при помощи клея собираются ковшовые воздухозаборники двигателей. В верхней крышке воздухозаборника модельным ножом прорезаются щели перепуска воздуха.
 

Вложения

  • 77.JPG
    77.JPG
    66.3 KB · Просмотры: 20
  • 78.JPG
    78.JPG
    57.9 KB · Просмотры: 19
  • 79.JPG
    79.JPG
    80.1 KB · Просмотры: 15
  • 80.JPG
    80.JPG
    77.2 KB · Просмотры: 24
Воздухозаборники клеятся на половинки фюзеляжа, каждый на свой канал двигателя. Затем на эти сборки наклеиваются крышки.
 

Вложения

  • 81.JPG
    81.JPG
    67.2 KB · Просмотры: 48
  • 85.JPG
    85.JPG
    43.4 KB · Просмотры: 32
  • 84.JPG
    84.JPG
    56.3 KB · Просмотры: 29
  • 83.JPG
    83.JPG
    39.1 KB · Просмотры: 39
  • 82.JPG
    82.JPG
    49.7 KB · Просмотры: 23
Аккуратно производится склейка из комплектующих деталей левой и правой плоскостей крыла самолета, после чего они вклеиваются в соответствующие половинки фюзеляжа модели.
 

Вложения

  • 86.JPG
    86.JPG
    50.1 KB · Просмотры: 21
  • 87.JPG
    87.JPG
    55.7 KB · Просмотры: 24
  • 88.JPG
    88.JPG
    63.5 KB · Просмотры: 25
  • 89.JPG
    89.JPG
    67 KB · Просмотры: 25
Назад
Сверху