Часть 4. Продолжение
Итак, допустим, вам приглянулся вот этот девайс. На что обратить внимание?
Первая строчка — информация о продавце. Естественно, ваша радость от покупки — от того, как быстро вещь будет отправлена, насколько она качественная и насколько соответствует описанию, — зависит от продавца. Обязательно посмотрите, сколько у него отзывов (цифра в скобках после ника). Какое число отзывов достаточно — решать вам. Обычно мне достаточно и 200-300, но, конечно, продавцы с 300 000 отзывами внушают уважение

. Хотя все с чего-то начинали, а потому и продавец с одним отзывом может вырасти в «лучшего продавца», но лучше не рисковать.
Конечно, число отзывов — не единственная важная цифра. Рядом с ним указан процент положительных среди всех отзывов. Вот эта цифра — основная. Если отзывов всего 100, но при этом 100% положительные — почему бы продавцу не доверять?
Обратите внимание на один момент — важно, чтобы отзывы о продавце были именно как о продавце. Бывает, что у человека несколько сотен отзывов как о покупателе, но они ничего не говорят нам о нем именно КАК О ПРОДАВЦЕ, более того, покупателю нельзя поставить отрицательный фидбек.
Внимательно читайте отзывы — это очень важно! Особенно тщательно — если вы собираетесь покупать дорогой товар. eBay позволяет отдельно просмотреть все негативные отзывы (просто кликните по их числу). Порой случаются моменты недопонимания. Например, покупатель не обратил внимание на указание, что обувь — «маломерка», и оставил негативный отзыв о том, что описание неверное. Ну а отзывы вроде «исчез и не отправил лот» или «товар низкого качества» должны заставить вас задуматься — а стоит ли покупать у такого продавца? Кстати, продавец имеет право отвечать на негативные отзывы, разъясняя ситуацию.
Если вы покупаете дорогую вещь, я бы очень рекомендовала не лениться и почитать не только отрицательные, но и положительные отзывы. Пролистайте несколько страниц фидбеков, постарайтесь найти отзывы покупателей, которые приобрели именно ту вещь, которую хотите вы.
Есть такой способ мошенничества — продавцы в течение некоторого времени торгуют мелочевкой по 1-2 доллара, исправно высылают ее и собирают этим базу положительных отзывов. А потом выставляют очень дорогой товар, получают деньги и исчезают. Если продавец, выставляющий новый iPhone по очень привлекательной цене, ранее продавал только пленки и чехольчики по доллару, это серьезный повод поискать более надежные предложения.
Однако не стоит пугаться — мошенничества на eBay практически нет, ведь здесь все строится на отзывах. Продавцов очень много и вещей тоже. И если продавец получает несколько негативных фидбеков, то покупатели просто перестанут у него заказывать, зачем рисковать — ведь аналогичных предложений немало! Очень хорошая саморегулирующаяся система. В итоге средний рейтинг надежных и уважаемых продавцов — 99,5%. Если я вижу, что процент положительных отзывов на уровне 93-95%, значит, продавец периодически подводит клиентов и стоит выбрать другого. Продавцы боятся плохих отзывов и готовы сделать все, чтобы вы остались довольны. В частности, возвращают деньги в полном объеме или высылают новую вещь, если посылка не пришла вовремя.
Теперь обратим внимание на информацию под блоком с ценой. Здесь, как правило, 4 раздела. Отправка — информация о цене доставки, виде доставки, расположении продавца и странах, в которые лот может быть выслан. Данные здесь краткие, все подробно — на вкладке «Доставка и оплата» в описании лота. Доставка (я бы лучше перевела как «получение») — примерное время, через которое вы получите посылку. Доверять этим цифрам можно, если продавец опытный — он отправляет много посылок в Россию и знает средние сроки получения их адресатами. Если же продавец с международной доставкой связывается редко, то он вполне может предположить, что Почта России сработает как нормальная почта и привезет вещь быстро. В наших интересах, конечно, если расчетный срок доставки большой. Ведь от его крайней даты считается срок в 30 дней, за который вы можете открыть спор на eBay. Но в любом случае вас защищает еще и PayPal.
Оплата — способы оплаты лота. Возврат — информация о возможности возврата/обмена товара (как правило, вам придется оплатить обратную доставку).
Если указано, что доставка осуществляется во все страны, присмотритесь, нет ли исключений. Если Россия есть в списке, то, увы, нам лот не отправят.
Обязательно внимательно рассматривайте фото вещей, которые хотите купить. Чем их больше и чем они качественнее — тем лучше. Если вам недостаточно информации из фото и описания и вообще есть хоть малейший вопрос — не стесняйтесь писать продавцу, помочь вам — его обязанность.
Рядом с фотографией лота — его название, ниже состояние (новый, б/у и т.п.), время до конца торгов, количество оставшихся лотов (если товар у продавца не один), цена. Для аукциона также доступна информация о количестве ставок.
Товары можно добавить в коллекцию (просто подборка интересных вам вещей) и в список отслеживания — удобное средство для слежения за нужными вам лотами в личном кабинете с email-уведомлениями.
На eBay немало как новых (new), так и б/у вещей. Если вещь не новая (used, pre-owned), внимательно прочитайте ее описание. Обычно в названии сломанных вещей так пишут — «Broken» (или конкретнее, например, «water damaged»), а состояние товара указывается как «Для разборки на запчасти или в нерабочем состоянии» («For parts or not working»).
В случае с одеждой есть еще градация «новый с ярлыками» или «новый без ярлыков» («new with tags» и «new without tags», речь про бирки).
Если говорить о подробном описании лота, то у каждого продавца оно разное. Хотя у всех есть общее описание «по табличке», пункты в которой зависят от категории вещи (техника, одежда и т.п.).
Описание в табличке бывает как относительно информативное, так и предельно краткое. Ну а всю информацию о лоте можно увидеть ниже, тут у каждого продавца свое оформление со всеми необходимыми данными, фото и т.п.
Если по какой-то причине продавец не указал нужную вам информацию (срок использования б/у вещи, подробные размеры, комплектность) или предоставил недостаточное количество фото, вы всегда можете с ним связаться по ссылке «Задайте вопрос» в нижней части страницы с лотом. Не стесняйтесь спрашивать, все же вы покупаете вещь удаленно. В случае с одеждой, чтобы не «обжечься», лучше попросить полностью измерить вещь (а затем себя) и проверить, подойдет ли она вам. В случае с обувью хорошо бы попросить измерить подошву, потому что даже один и тот же размер у разных производителей может отличаться.
Идем дальше. Продавец вас устраивает, лот нравится и подходит. Нужно покупать. Здесь все просто. Если лот — аукцион, то делаем вашу ставку и следим за развитием событий. Если есть опция «купить сейчас», то покупаем сразу.
Также на eBay доступна корзина покупок.
Кнопка «Добавить в корзину» доступна у лотов «Купить сейчас». Нажатие на нее НЕ ОЗНАЧАЕТ немедленную покупку. Это значит лишь, что вы хотели бы приобрести лот и положили его в свою корзину. Вы можете добавить в корзину несколько лотов, а потом удалить ненужные. Однако имейте в виду, что товар в корзине никак не «бронируется», а потому пока вы его не оплатите, он вам не принадлежит, и вещь может купить кто-то другой.
Еще раз попрошу разделять между собой опции «Купить сейчас» (buy it now) и «Добавить в корзину» (add to cart), а то многие путаются. Второе вас ни к чему не обязывает, первое — ПОКУПКА со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости заплатить. Если вы КУПИЛИ вещь, потом не надо жаловаться, что вы ее просто «клали в корзину» и платить не хотите. Из корзины товары легко удаляются (ссылка «Удалить»). Купленные — висят в вашем личном кабинете и требуют оплаты.
Добавлю, что если вы выиграли какой-то лот на аукционе, либо купили посредством «купить сейчас», то они тоже будут отображаться в вашей корзине, но удалить их оттуда будет нельзя.
Я обычно не заморачиваюсь с корзиной, а просто пользуюсь кнопкой «Купить сейчас». У части лотов при ее нажатии вы не должны платить сразу же — просто сообщаете, что обязуетесь купить товар. Следом он попадает в ваш личный кабинет как купленный и ожидает оплаты. Никто другой его уже не перехватит. Отмечу, что кнопка «Обязаться купить» («Commit to buy») очень важная! Если вы ее нажмете, вы будете обязаны заплатить! Отказ будет грозить санкциями (о них позже).
Впрочем, в последний год я вижу, что очень многие продавцы (особенно недорогой мелочевки из Азии) включают опцию немедленной оплаты товара. То есть или платите сразу же или вещь не считается купленной. Понять их можно — это удобно. А то наверняка немало новичков или тех, кто перепутал, передумал и просит отменить сделку, для продавца это морока — возвращать комиссию, выставлять заново...
Если же оплата сразу не требуется, то оплатить позже можно из личного кабинета. Сроки оплаты обычно указаны в описании товара, они редко больше 1-3 дней. Не задерживайтесь, чтобы не «нарваться» на штрафы. Если в случае внезапных проблем вы не можете оплатить товар в течение первых суток после покупки или выигрыша аукциона, обязательно напишите продавцу и объясните ситуацию, не заставляйте его ждать и гадать.
Итак, на странице оплаты проверьте ваш адрес (выберите другой при необходимости), здесь же еще раз увидеть информацию о лоте, добавить сообщение для продавца. В нижней части — итоговая сумма, предложения сделать небольшое пожертвование на разные благотворительные акции и поле для ввода купона на скидку (их иногда присылают продавцы для поощрения последующих покупок у них). Справа — кнопка перехода к платежной системе. Если у вас в личном кабинете несколько неоплаченых лотов, оплатить их можно все сразу (при условии, что цены в одной валюте).
Далее вас перебросят на страницу авторизации в PayPal, вводите логин и пароль. Затем можно еще раз подтвердить адрес доставки, выбрать карту, с которой платить, если у вас их несколько.
Все, оплата завершена. Если все успешно, вы увидите сообщение об этом и получите «чек» со всеми подробностями на email.
Успешно оплаченные товары помечаются соответствующим значком:
После того, как вы оплатили лот, остается ждать. Обычно в описании сказано, в течение какого времени вам отправят товар. Чаще всего это следующий рабочий день после оплаты. Многие продавцы присылают вам email-извещение после того, как отправят посылку, а также «включают» специальную иконку-коробочку рядом с описанием лота в вашем личном кабинете, там же появляется трекинг-номер при его наличии. Но если вы беспокоитесь, что ваш лот не отправлен, и вы не получали никаких уведомлений об этом, спустя 2-3 дня после оплаты напишите продавцу и спросите, отправлена ли посылка.
Меня часто спрашивают — можно ли отказаться от лота на eBay? Можно ли отменить ставку, если аукцион еще не закончился? Можно ли отменить сделанную покупку, если вы еще не оплатили товар? Ответ тут однозначный — нельзя. Если вы делаете ставку или жмете на кнопку «купить сейчас» — вы обязуетесь купить вещь. Так что перед нажатием, пожалуйста, обдумайте все.
Конечно, случаи бывают разные, а потому возможность отмены ставки на аукционе все же предусмотрена. Вот три варианта:
1. Вы опечатались в сумме и написали, например, $99 вместо $9 (после отмены ставки по правилам нужно сделать новую, хотя вам ничего не будет, если вы этого не сделаете).
2. После вашей ставки описание лота существенно изменилось.
3. Вы не можете связаться с продавцом ни одним из доступных способов в течение нескольких дней.