• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Путешествие к потомкам староверов-семейских

Дед Леня

Супермодераторы
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
5,948
Реакции
654
Баллы
0
Путешествие к потомкам староверов-семейских

В данной теме речь пойдет о культурном туризме-посещение села Тарбагатай, где и в настоящее время проживают потомки старообрядцев-переселенцев.
 
Тарбагатайский район одно из мест компактного проживания старообрядцев Забайкалья. В наших краях они называются СЕМЕЙСКИМИ.

Семейские - очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси.

В 1653 -1660 году произошел так называемый раскол в результате церковной реформы. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли: на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу.

Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии, Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Первых вывезенных из Ветки в 1766 году старообрядцев, поселили недалеко от Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) в селах Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково и Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «Семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения.

Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединенных Наций по вопросам образования, культуры и науки (Юнеско).

Этнография семейских дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности культуры - в образе жизни, в быту, в культе семьи, крепости нравственных устоев, в величавости одежды, в оформлении жилищ, в росписи утвари, жилых помещений. До наших дней семейские сохранили фонд русской народно-бытовой культуры. Традиционная народная культура семейских представляет уникальное самобытное этнокультурное явление. Семейским удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа.

Мы едем в село Тарбагатай, расположенное в 50 км от Улан-Удэ. Дорога все время идет по живописному берегу реки Селенга, обрамленному древними скальными образованиями и только у горы с названием Омулевка уходит в сторону от реки. Проезжая по улицам села, можно сразу увидеть своеобразное цветовое решение рубленных домов, с покрашенными стенами, резными наличниками и воротами, росписью ставен и ворот.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    63.1 KB · Просмотры: 80
  • 2.webp
    2.webp
    69.6 KB · Просмотры: 50
  • 3.webp
    3.webp
    87.4 KB · Просмотры: 54
  • 4.webp
    4.webp
    76.8 KB · Просмотры: 73
  • 5.webp
    5.webp
    62.2 KB · Просмотры: 54
  • 6.webp
    6.webp
    22.4 KB · Просмотры: 56
  • 7.webp
    7.webp
    76 KB · Просмотры: 57
  • 8.webp
    8.webp
    144.7 KB · Просмотры: 74
  • 9.webp
    9.webp
    131.7 KB · Просмотры: 59
  • 10.webp
    10.webp
    70.5 KB · Просмотры: 51
Экскурсия в Тарбагатае начинается с посещения Русской древлепровославной Крестовоздвиженской церкви, вновь построенной в 2003г. и освященной 27 сентября2003г.Патриархом Московским и всея Руси Александром. До Октябрьской революции 1917г. в селе было пять церквей и кафедральный собор, которые были впоследствии разрушены или превращены в хозяйственные здания. Иконы, выброшенные из храмов и написанные на досках, шли для изготовления мебели в специально созданной для этих целей мебельной артели. Но часть древних икон верующим все же удалось спрятать в лесу, пещерах и в настоящее время они установлены во вновь построенной церкви.
Встретил нас настоятель церкви отец Сергий и провел экскурсию по храму, где поведал о расколе, старообрядцах и всем том, что пришлось им пережить.Поскольку съемка внутри церкви запрещена, то здесь показана небольшая часть экспозиции на территории церкви-книга памяти и раритетный ГАЗ-57.
 

Вложения

  • 11.webp
    11.webp
    47.9 KB · Просмотры: 55
  • 12.webp
    12.webp
    57 KB · Просмотры: 60
  • 13.webp
    13.webp
    76.1 KB · Просмотры: 52
  • 14.webp
    14.webp
    56.8 KB · Просмотры: 49
  • 15.webp
    15.webp
    85.4 KB · Просмотры: 47
  • 16.webp
    16.webp
    123.4 KB · Просмотры: 44
  • 17.webp
    17.webp
    107.6 KB · Просмотры: 57
  • 18.webp
    18.webp
    126.3 KB · Просмотры: 48
  • 19.webp
    19.webp
    120.5 KB · Просмотры: 47
  • 20.webp
    20.webp
    128.2 KB · Просмотры: 51
При церкви в с.Тарбагатай имеется музей «Истории культуры старообрядцев», созданный в 2001г., его основал отец Сергий. В него мы и прошли после посещения церкви.В музее собрано более 5 тыс. экспонатов XVII-XX вв., используемые когда то крестьянами в быту.
Экспозиция музея начинается с развала костей доисторических животных-мамонтов, шерстистых носорогов, буйволов и прочих, найденных в отвалах песка в окрестностях села.
 

Вложения

  • 21.webp
    21.webp
    84.6 KB · Просмотры: 56
  • 22.webp
    22.webp
    58 KB · Просмотры: 54
  • 23.webp
    23.webp
    57.7 KB · Просмотры: 75
  • 24.webp
    24.webp
    95.8 KB · Просмотры: 53
  • 25.webp
    25.webp
    101.7 KB · Просмотры: 52
  • 26.webp
    26.webp
    96.6 KB · Просмотры: 56
  • 27.webp
    27.webp
    159.3 KB · Просмотры: 62
  • 28.webp
    28.webp
    136.5 KB · Просмотры: 63
  • 29.webp
    29.webp
    130.1 KB · Просмотры: 47
  • 30.webp
    30.webp
    135.6 KB · Просмотры: 53
Есть старинный механизм водяной мельницы, веялка, плуги и капканы, лыжи подбитые камусом, расписные сани, швейная машинка «Зингер» 1896г.
Все эти вещи принесли прихожане из Тарбагатая и соседних деревень. Большие чайники из чистой меди, всевозможные самовары, выпущенные до и после 1891 года.
Много удивительных вещей есть в музее: и телег с деревянной осью, и ступа высотой более метра.
 

Вложения

  • 31.webp
    31.webp
    63.7 KB · Просмотры: 50
  • 32.webp
    32.webp
    51.3 KB · Просмотры: 62
  • 33.webp
    33.webp
    63.7 KB · Просмотры: 45
  • 34.webp
    34.webp
    97.6 KB · Просмотры: 53
  • 35.webp
    35.webp
    109.1 KB · Просмотры: 58
  • 36.webp
    36.webp
    82.8 KB · Просмотры: 51
  • 37.webp
    37.webp
    94.5 KB · Просмотры: 59
  • 38.webp
    38.webp
    142.1 KB · Просмотры: 56
  • 39.webp
    39.webp
    118.5 KB · Просмотры: 52
  • 40.webp
    40.webp
    98.7 KB · Просмотры: 61
В экспозиции музея представлены редкие вещи, которые больше нигде нельзя увидеть -это и мелкое сито с ячеей в 1мм, набранное из конского волоса, и огромные весы, реагирующие на груз весом в 5грамм.
Большой выбор конской упряжи, веялки, плуги, ткацкий станок для производства ковровых дорожек-половиков, швейные машины, образцы стеклянной посуды, изготавливаемой до 1917г на сельском стеклозаводе.
 

Вложения

  • 41.webp
    41.webp
    88.1 KB · Просмотры: 50
  • 42.webp
    42.webp
    73.6 KB · Просмотры: 57
  • 43.webp
    43.webp
    125.4 KB · Просмотры: 52
  • 44.webp
    44.webp
    124.9 KB · Просмотры: 58
  • 45.webp
    45.webp
    129.8 KB · Просмотры: 62
  • 46.webp
    46.webp
    108.3 KB · Просмотры: 64
  • 47.webp
    47.webp
    77 KB · Просмотры: 54
  • 48.webp
    48.webp
    87.3 KB · Просмотры: 50
  • 49.webp
    49.webp
    135.9 KB · Просмотры: 56
  • 50.webp
    50.webp
    58.6 KB · Просмотры: 61
В XVIII-XIX веках по этим местам по Чайному пути везли китайские ткани. Старообрядцы скупали китайские индийские шелка и кашемир отличного качества и в больших количествах. Ведь на один женский сарафан уходило до шести метров ткани, а в девичье приданое их готовили до двенадцати штук.
Близость к Китаю и расположение на Чайном пути позволяло местным женщинам щеголять в одежде из тканей самого высокого качества.
Старообрядческий замужние женщины носили на головах старинный головной убор «кичку». Этот фасон считался модным при царе Алексее Михайловиче. Для такого украшения использовались шелковые шали больших размеров, иногда расшитые павлинами и цветами.
В 1936 году вышел указ, запрещающий носить сарафаны, кички и верить в бога. Одежда все же сохранилась в сундуках, как и вера в душе.
Сухой климат Забайкалья помог сберечь почти не тронутые временем атласы — старинные шали с кистями, изготовленные в Китае и Франции. Перед глазами как яркие цветы мелькают экспонаты музея: сарафаны, запаны (фартуки), курмушки (теплые женские куртки), мужские и женские халаты, шубы на лисьем меху.
 

Вложения

  • 51.webp
    51.webp
    136.5 KB · Просмотры: 68
  • 52.webp
    52.webp
    123.7 KB · Просмотры: 46
  • 53.webp
    53.webp
    99.4 KB · Просмотры: 48
  • 54.webp
    54.webp
    78.1 KB · Просмотры: 54
  • 55.webp
    55.webp
    112.8 KB · Просмотры: 43
  • 56.webp
    56.webp
    89.2 KB · Просмотры: 60
  • 57.webp
    57.webp
    70.1 KB · Просмотры: 47
  • 58.webp
    58.webp
    112.2 KB · Просмотры: 52
  • 59.webp
    59.webp
    84.6 KB · Просмотры: 58
  • 60.webp
    60.webp
    91.7 KB · Просмотры: 51
Начало коллекции отца Сергия началось с нумизматики. Монеты собирает с детства. В собрании и медные, и серебряные, и бумажные деньги разных эпох России. Но это не капитал, а музейные экспонаты. В музее можно увидеть и домовину(гроб), который изготавливался из целого ствола дерева.
 

Вложения

  • 61.webp
    61.webp
    63.5 KB · Просмотры: 47
  • 62.webp
    62.webp
    106.1 KB · Просмотры: 50
  • 63.webp
    63.webp
    64.4 KB · Просмотры: 63
  • 64.webp
    64.webp
    69.8 KB · Просмотры: 54
  • 65.webp
    65.webp
    103 KB · Просмотры: 45
  • 66.webp
    66.webp
    84 KB · Просмотры: 51
  • 67.webp
    67.webp
    89.9 KB · Просмотры: 45
  • 68.webp
    68.webp
    100.3 KB · Просмотры: 63
  • 69.webp
    69.webp
    86 KB · Просмотры: 45
  • 70.webp
    70.webp
    97.1 KB · Просмотры: 49
Гонимые в ссылку старообрядцы в первую очередь брали с собой церковные книги и иконы. И это самое ценное в музее. Чудом уцелели и сохранились отцом Сергием рукописные книги XVII века, иконостас XVII века.
В лихие тридцатые годы прошлого столетия старообрядцам пришлось прятать иконы, книги, распятья подальше от чужих глаз. Их зарывали в лесу, укрывали в пещерах, в колодцах, на чердаках, в подполье. Отлежало это достояние в тайных схронах долгими десятилетиями. По сей день находят потомки старообрядцев спрятанные реликвии, как только начинают ремонтировать дома или перекапывать землю.
И сегодня отец Сергии ведет службу в церкви, пользуясь книгами, напечатанными в 17-18 веках.
 

Вложения

  • 71.webp
    71.webp
    61.1 KB · Просмотры: 46
  • 72.webp
    72.webp
    55.1 KB · Просмотры: 52
  • 73.webp
    73.webp
    73.2 KB · Просмотры: 46
  • 74.webp
    74.webp
    67.4 KB · Просмотры: 57
  • 75.webp
    75.webp
    106.6 KB · Просмотры: 43
После осмотра экспозиции музея и фото на память с отцом Сергием мы продолжаем свой путь в соседнее село с названием Десятниково, где нас ожидает посещение 200- летнего дома-усадьбы, а также знакомство с бытом и хозяйственным укладом старообрядцев.
 

Вложения

  • 76.webp
    76.webp
    124.3 KB · Просмотры: 48
  • 77.webp
    77.webp
    127.9 KB · Просмотры: 45
  • 78.webp
    78.webp
    105.5 KB · Просмотры: 44
  • 79.webp
    79.webp
    142.6 KB · Просмотры: 54
  • 80.webp
    80.webp
    130 KB · Просмотры: 51
  • 81.webp
    81.webp
    197.2 KB · Просмотры: 48
  • 82.webp
    82.webp
    109.6 KB · Просмотры: 40
  • 83.webp
    83.webp
    80.4 KB · Просмотры: 47
  • 84.webp
    84.webp
    84.8 KB · Просмотры: 57
  • 85.webp
    85.webp
    67.7 KB · Просмотры: 43
После осмотра двора и хозяйственных построек проходим в дом. Здесь можно все потрогать, реально окунуться в атмосферу дома.
 

Вложения

  • 86.webp
    86.webp
    34.6 KB · Просмотры: 29
  • 87.webp
    87.webp
    53 KB · Просмотры: 28
  • 88.webp
    88.webp
    99 KB · Просмотры: 34
  • 89.webp
    89.webp
    56.6 KB · Просмотры: 32
  • 90.webp
    90.webp
    100.5 KB · Просмотры: 54
  • 91.webp
    91.webp
    71.5 KB · Просмотры: 43
  • 92.webp
    92.webp
    100.6 KB · Просмотры: 44
  • 93.webp
    93.webp
    87.5 KB · Просмотры: 50
  • 94.webp
    94.webp
    99.9 KB · Просмотры: 37
  • 95.webp
    95.webp
    152.1 KB · Просмотры: 39
Гостеприимные хозяева зовут нас к столу отведать щи да кашу - блюда старо-русской кухни. В придачу к щам и каше на столе пироги с капустой и черемухой, сало, соленая рыба и стопка прекрасного самогона, настоянного на кедровых орешках.
Обеденная трапеза проходит под выступление небольшого народного фольклорного коллектива.
Реликтовый характер имеет народно-певческие традиции, которые является шедевром устного нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых уходят в глубинное средневековье.
Высочайшую оценку заслуживает певческое мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов.
 

Вложения

  • 96.webp
    96.webp
    91.9 KB · Просмотры: 38
  • 97.webp
    97.webp
    63.2 KB · Просмотры: 38
  • 98.webp
    98.webp
    113.3 KB · Просмотры: 31
  • 99.webp
    99.webp
    70.9 KB · Просмотры: 34
  • 100.webp
    100.webp
    82.8 KB · Просмотры: 35
  • 101.webp
    101.webp
    91.5 KB · Просмотры: 30
  • 102.webp
    102.webp
    113.6 KB · Просмотры: 38
  • 103.webp
    103.webp
    90.4 KB · Просмотры: 28
  • 104.webp
    104.webp
    65.4 KB · Просмотры: 34
  • 105.webp
    105.webp
    67.2 KB · Просмотры: 35
Обед закончен, а нам уже предлагают принять участие в обряде венчания. Невесту и жениха выбирают из группы, а поскольку я был единственным мужиком в данном коллективе пенсионеров, то роль жениха мне и досталась. Но сначала был продемонстрирован процесс облачения невесты в подвенечный наряд. Одевали ее как капусту-насчитал что-то около 7 поддевок, сарафанов, фартуков. А затем на голову водрузили кичку с украшениями. Вот только бусы с огромными янтарями на нее не надели- как я понимаю, эти бусы передаются по наследству и чужим их носить не положено.
 

Вложения

  • 106.webp
    106.webp
    69 KB · Просмотры: 41
  • 107.webp
    107.webp
    74.2 KB · Просмотры: 29
  • 108.webp
    108.webp
    78.5 KB · Просмотры: 48
  • 109.webp
    109.webp
    91.9 KB · Просмотры: 34
  • 110.webp
    110.webp
    64 KB · Просмотры: 40
  • 111.webp
    111.webp
    96.8 KB · Просмотры: 28
  • 112.webp
    112.webp
    64.1 KB · Просмотры: 27
  • 113.webp
    113.webp
    61.6 KB · Просмотры: 26
  • 114.webp
    114.webp
    69.7 KB · Просмотры: 37
  • 115.webp
    115.webp
    55.4 KB · Просмотры: 32
У жениха с одевкой проще- синтетюлева рубаха, пояс, да кепка с цветком. Ну а дальше уже пошел процесс:" У вас товар-у нас купец..." В конце-концов сторговались... Весело было всем.
 

Вложения

  • 116.webp
    116.webp
    52.2 KB · Просмотры: 41
  • 117.webp
    117.webp
    53.7 KB · Просмотры: 31
  • 118.webp
    118.webp
    80.5 KB · Просмотры: 33
  • 119.webp
    119.webp
    58.3 KB · Просмотры: 41
  • 120.webp
    120.webp
    42.1 KB · Просмотры: 40
  • 121.webp
    121.webp
    40.4 KB · Просмотры: 30
  • 122.webp
    122.webp
    49.3 KB · Просмотры: 36
  • 123.webp
    123.webp
    44.4 KB · Просмотры: 31
  • 124.webp
    124.webp
    43.8 KB · Просмотры: 44
  • 125.webp
    125.webp
    88.9 KB · Просмотры: 33
После этого веселья все вышли на улицу, на солнышко-посидеть под навесом, подышать свежим воздухом, покачаться на качелях, вспомнить детство и упражнения с ходулями и чурбаками. А хозяева куда-то удалились.
 

Вложения

  • 126.webp
    126.webp
    123.2 KB · Просмотры: 27
  • 127.webp
    127.webp
    112 KB · Просмотры: 26
  • 128.webp
    128.webp
    113.1 KB · Просмотры: 40
  • 129.webp
    129.webp
    136.4 KB · Просмотры: 32
  • 130.webp
    130.webp
    102.7 KB · Просмотры: 26
  • 131.webp
    131.webp
    98.3 KB · Просмотры: 31
  • 132.webp
    132.webp
    104.8 KB · Просмотры: 34
  • 133.webp
    133.webp
    105.2 KB · Просмотры: 41
Оказалось, что прибыл большой автобус с китайскими туристами и хозяева уже переключились на них. Пока мы вспоминали, как надо пользоваться ходулями и чурбаками, они накормили-напоили гостей и провели с ними тот же обряд венчания. И вся китайская делегация высыпала во двор. А поскольку на "грудь приняли" и мы и они, то общий язык общения был быстро найден и во дворе закружился интернациональный хоровод.
И я там был, с фотоаппаратом ходил...
 

Вложения

  • 134.webp
    134.webp
    137.6 KB · Просмотры: 26
  • 135.webp
    135.webp
    131 KB · Просмотры: 28
  • 136.webp
    136.webp
    142.8 KB · Просмотры: 28
  • 137.webp
    137.webp
    148.7 KB · Просмотры: 31
  • 138.webp
    138.webp
    141.9 KB · Просмотры: 29
  • 139.webp
    139.webp
    128.4 KB · Просмотры: 36
  • 140.webp
    140.webp
    132.9 KB · Просмотры: 25
  • 141.webp
    141.webp
    142.5 KB · Просмотры: 36
  • 142.webp
    142.webp
    139.5 KB · Просмотры: 35
  • 143.webp
    143.webp
    132.5 KB · Просмотры: 32
Большое спасибо! Очень интересная поездка и отчет. :)
 
Назад
Сверху