• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

УБС Як-130 - самолет и модель

Дед Леня

Супермодераторы
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
5,948
Реакции
654
Баллы
0
УБС Як-130 - самолет и модель

В одной из очередных командировок, в этот раз к соседям, на Иркутский авиазавод, увидел на стапеле в сборочном цехе новую машину, отличающуюся размерами от изготавливаемых там же Су-30. Рассмотрев ее поближе, узнал в проявляющихся контурах фюзеляжа Як-130 - новый учебно - боевой самолет , о победе которого в прошедшем конкурсе на УТС для ВВС России еще недавно писала пресса. Потом я еще несклоько раз возращался к этому стапелю и в душе уже созрело четкое желание поставить модель этого небольшого, ладно скроенного самолета на полку.
Готовясь к данному мероприятию, узнал, что модель данного самолета выпустила украинская модельная фирма "Amodel" в двух вариантах : УТС Як-130 и Як-130Д (демонстратор). Стал собирать сведения по истории создания и конструкции данной машины, часть информации получил из интернета, в Москве приобрел монографию журнала М-К "УБС Як-130. Не буду вдаваться во все перепитии истории создания самолета, участия его в конкурсе , объявленном ВВС на создание УТК (учебно-тренировочный комплекс)для замены L-39"Альбатрос", в котором приняли участие ММЗ им. А.И. Микояна, ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ОКБ им.П.О. Сухого, ОКБ им. А.С. Яковлева. В результате длительных споров и подковерной борьбы , продолжавшейся несколько лет, победителями были признаны проекты ОКБ им. А.С. Яковлева и ОКБ.им. А.И Микояна. Но тут как назло подули ветры перестройки и произошел развал единого и нерушимого союза братских республик. И в итоге, двигатели, которые до этого были отечественными ( по условиям конкурса вся начинка самолета должна была быть отечественной), в одно мгновение стали иностранными, т.е. украинскими и так еще по ряду позиций комплектующих. Подходящих российских двигателей для замены не имелось, поэтому оставалось только обратиться к западным поставщикам и предложить потом свои изделия иностранным покупателям. МиГ -АТ привлек внимание французов, которые предложили двигатели "Ларзак" и авионику фирмы "Томпсон". Яковлевский УТС заинтересовал итальянскую " Аэромакки". Правда у итальянцев не было своего двигателя и в компаньоны взяли словацкую фирму, которая предложила свой вариант хорошо знакомого АИ-25ТЛ-DV-2, разработанного для чешского самолета L-59.
Сотрудничество с итальянцами помогло определить необходимость создания на базе спроектированного УТС его учебно-боевой версии, как наиболее востребованной в мире покупателей подобной продукции. Перепроектирование повлекло за собой изменение размеров самолета , изменение геометрии фюзеляжа, крыльев, оперения, авионики ,появлению радиолокатора или оптико-локационного комплекса (по требованию покупателя) и комплекса подвесного вооружения . При работе с " Аэромакки" после объемных совместных испытаний образцов самолета была разработана совместная документация (базовая версия), на основе которой каждая из сторон могла делать свою машину, поскольку командование ВВС обеих стран не желало видеть в своем парке самолеты с "начинкой другой страны.ОКБ им .А.С. Яковлева это устраивало, хотя пришлось отдать часть прав по самолету итальянцам, но зато появились деньги для продолжения работы, без которых программу пришлось бы закрывать вообще. Одновременно совместной разработкой Як-130 правительство России решило вопрос погашения долга перед итальянской стороной. Соглашением сторон были также четко определены зоны продажи самолетов: для итальянцев-страны НАТО, для России- страны СНГ. Оставшееся поле для продажи отдавалось на свободную конкуренцию , у кого лучше получится.. В итоге на международных авиавыставках появились две в чем-то похожие и в то-же время разные машины -российский Як-130 и итальянский М-346.
"Засветился" на азиатских аэрофорумах и китайский сверхзвуковой УТС L-15,(по утверждению прессы КНР- сплошь китайская разработка), в котором угадываются некоторые черты Як-130. Да и есть от чего- в 2000 году китайская авиакорпорация AVIC II обратилась к ОКБ им.А.С.Яковлева с предложением принять участие в проектировании своего сверхзвукового УТС, от чего " яковлевцы" не отказались. Контракт на эти работы был заключен через Рособоронэкспорт, а заработанные средства были направлены фирмой на дальнейшую работу над своими новыми проектами.
 

Вложения

  • 2.webp
    2.webp
    64.1 KB · Просмотры: 481
  • 1.webp
    1.webp
    38.7 KB · Просмотры: 501
  • 10.webp
    10.webp
    30.2 KB · Просмотры: 242
  • 9.webp
    9.webp
    68.4 KB · Просмотры: 220
  • 8.webp
    8.webp
    30.7 KB · Просмотры: 335
  • 7.webp
    7.webp
    37.1 KB · Просмотры: 262
  • 5.webp
    5.webp
    42.3 KB · Просмотры: 293
  • 4.webp
    4.webp
    58.3 KB · Просмотры: 527
  • 3.webp
    3.webp
    71.2 KB · Просмотры: 207
  • 6.webp
    6.webp
    60.8 KB · Просмотры: 357
Продолжние темы пройдет под лозунгом " Каким ты был, таким ты не остался..."Как я писал выше, украинская модельная фирма "Amodel" выпустила в свет пару модельных наборов самолета Як-130 -в его первоначальной конфигурации УТС с острым носом, крылышками на концах крыла для увеличения аэродинамического качества в крейсерском полете и версии УБС-130Д (демонстратор), которая отличалась от первой только дополнительными рамками с пилонами и подвесным вооружением,раскраской в камуфляж, да декалью , при этом планер модели остался без изменений. Прикупив модель этой версии самолета, стал сравнивать ее детали с чертежами сечений фюзеляжа, прорисованными на компоновочных схемах УТС и УБС, крыльев и оперения . В итоге пришлось вырезать из пластика новые крылья, оперение, обозначить на них вихреобразующие клыки. Половинки фюзеляжа склеил и при помощи большого количества шпаклевки и вставок из пластика изменил внешние обводы фюзеляжа, сделав гаргрот и всю заднюю часть самолета более обтекаемыми. Подобным доработкам подверглась нижняя часть фюзеляжа и район выхлопных сопел двигателя. В хвостовой части врезал выхлопной патрубок ВСУ, изготовив его из обрезка антенны. Острый нос срезал, заменив его частью носового кока от разбитого самолета МиГ-23. В кабину изготовил новые приборные доски и установил смоляные кресла от "НеОмега".Наплывы крыла на УБС переместились взад , с переднего переплета фонаря за середину остекления первого пилота. Соответственно пришлось подрезать на эту же величину и воздухозаборники двигателей и бором формировать каналы воздухозаборников. Пилоны под крылья приклеил в соответствии с чертежом. На концы крыльев приклеил контейнеры с аппаратурой РЭБ и кассетами с тепловыми ловушками. Закрыв фонарь маской,запылил модель серебрянкой, которая хорошо выявила все дефекты на поверхности, доработал их и задул модель грунтовкой "Тамия" После сушки задул модель серой краской, в цвет современной окраски ВВС РФ. К сожалению фото промежуточного процесса пропали безвозвратно (хотя в процессе склейки и нанесения шпаклевки ничего нового не было),вашему вниманию я представил фото модели на этапе окончательной доработки перед покраской.
 

Вложения

  • 106.webp
    106.webp
    41.6 KB · Просмотры: 302
  • 110.webp
    110.webp
    39.9 KB · Просмотры: 243
  • 109.webp
    109.webp
    29.1 KB · Просмотры: 230
  • 108.webp
    108.webp
    61.4 KB · Просмотры: 232
  • 107.webp
    107.webp
    51.2 KB · Просмотры: 262
  • 105.webp
    105.webp
    127.6 KB · Просмотры: 1,077
  • 104.webp
    104.webp
    110 KB · Просмотры: 1,731
  • 103.webp
    103.webp
    79.4 KB · Просмотры: 577
  • 102.webp
    102.webp
    28.9 KB · Просмотры: 6,308
  • 101.webp
    101.webp
    94.6 KB · Просмотры: 1,570
Нанес на фюзеляж декали из имеющегося набора и задул модель полуглянцевым акриловым лаком.
 

Вложения

  • 210.webp
    210.webp
    81 KB · Просмотры: 568
  • 209.webp
    209.webp
    68.6 KB · Просмотры: 415
  • 208.webp
    208.webp
    58.9 KB · Просмотры: 879
  • 207.webp
    207.webp
    82.1 KB · Просмотры: 316
  • 206.webp
    206.webp
    39.5 KB · Просмотры: 247
  • 204.webp
    204.webp
    37 KB · Просмотры: 427
  • 203.webp
    203.webp
    43.8 KB · Просмотры: 429
  • 202.webp
    202.webp
    40.8 KB · Просмотры: 427
  • 201.webp
    201.webp
    28.3 KB · Просмотры: 4,669
  • 205.webp
    205.webp
    36.4 KB · Просмотры: 390
И моя полка прибавилась еще одной моделью отечественного самолета.
 

Вложения

  • 308.webp
    308.webp
    29.8 KB · Просмотры: 440
  • 310.webp
    310.webp
    59.6 KB · Просмотры: 353
  • 309.webp
    309.webp
    32.7 KB · Просмотры: 458
  • 307.webp
    307.webp
    28 KB · Просмотры: 573
  • 306.webp
    306.webp
    25.4 KB · Просмотры: 323
  • 305.webp
    305.webp
    69.7 KB · Просмотры: 794
  • 304.webp
    304.webp
    129.4 KB · Просмотры: 391
  • 303.webp
    303.webp
    44.8 KB · Просмотры: 358
  • 302.webp
    302.webp
    43.1 KB · Просмотры: 403
  • 301.webp
    301.webp
    38.8 KB · Просмотры: 765
И в заключение темы еще немного фото о самолете и его ТТХ.
 

Вложения

  • 1_новый размер.webp
    1_новый размер.webp
    38.1 KB · Просмотры: 550
  • 2_новый размер.webp
    2_новый размер.webp
    106.3 KB · Просмотры: 1,714
  • 3_новый размер.webp
    3_новый размер.webp
    36.7 KB · Просмотры: 4,610
  • 4_новый размер.webp
    4_новый размер.webp
    118.7 KB · Просмотры: 425
  • 5_новый размер.webp
    5_новый размер.webp
    16.2 KB · Просмотры: 291
  • 6_новый размер.webp
    6_новый размер.webp
    23.2 KB · Просмотры: 344
  • 7.webp
    7.webp
    23.9 KB · Просмотры: 1,448
  • 8_новый размер.webp
    8_новый размер.webp
    40.5 KB · Просмотры: 451
  • 9_новый размер.webp
    9_новый размер.webp
    70.8 KB · Просмотры: 2,585
  • 10_новый размер.webp
    10_новый размер.webp
    33.3 KB · Просмотры: 337
Назад
Сверху