• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Зарядное устройство на АТХ блоке, реально?

  • Автор темы Автор темы GlaZZZ
  • Дата начала Дата начала

GlaZZZ

Любитель
Регистрация
19 Янв 2011
Сообщения
4,792
Реакции
145
Баллы
0
Зарядное устройство на АТХ блоке, реально?

Привет всем! :)

Трансформаторный, неподъемный, советский зарядник для авто АКБ уже начал давать сбои когда появляется влажность, он начинает вышибать автоматы на счетчике.

Сидел я и стукнула идея сделать зарядник на основе блока АТХ.
Силы тока хватит(18А), напряжение то, что нужно 12В.

Но все же спрошу, можно так делать?


Чтобы контролировать заряд думаю сделать два индикатора(Напряжение и сила тока в реальном времени) + регулятор силы тока.
Рассказал отцу про идею, говорит тогда уже и пусть контролирует уровень заряда на автоматическом режиме(сам выключает по завершению зарядки).

Есть идеи, схемы? Я думал делать на МК ATMEL
 
Силы тока хватит(18А), напряжение то, что нужно 12В.
Не-е-е.
Надо наоборот - 18В, 12А. ;)
Без переделки силовой части - никака...
Статей на эту тему на Радиокоте целая куча.
 
советский зарядник для авто АКБ уже начал давать сбои
восстанови этот, а не придумывай велосипед.
всякие примочки типа регулировок ни к чему.
знаю много автовладельцев, у которых зу состоящие из тр и диодного моста служат десятилетиями и без проблем заряжают акб.
имхо
.
 
Спасибо большое Tyzik, подсказал хорошую схему. Все описано до мелочей.

Нужно регулируемое, от 8 до 14.
В этой схеме напряжение регулируется до 14.6 Вольт. С блока вынимается все на лишних жилах(+5,+3.3).

Регулировка (автоматическая или ручная) выходного напряжения всё равно нужна, для поддержания тока зарядки.
Если верить описанию и фото, там дофига режимов: Режим теста, Контрольно-тренировочный цикл, Режим тренировки, Режим зарядки + еще можно создавать свои "настройки".
 
ничего не нужно, если намотать вторичку с расчетом 14 вольт после моста.
Можно, если рассчитывать трансформатор на небольшой ток и делать вторичку с большим собственным сопротивлением, тогда сам трансформатор будет ограничивать ток в цепи... но греться будет при этом... :tehnari_ru_073:
В противном случае ток через сильно разряженную АКБ будет очень большой.
 
Переделка БП:
Рис.3 Переделка БП.webp

Блок управления на AtMEGA 16PU:
Рис.4 Схема блока управления.webp

Цитирую описание:
Устройство предназначено для зарядки и тренировки (десульфатации) свинцово-кислотных АКБ ёмкостью от 7 до 100 Ач, а также для приблизительной оценки уровня их заряда и емкости. ЗУ имеет защиту от неправильного включения батареи (переполюсовки) и от короткого замыкания случайно брошенных клемм. В нём применено микроконтроллерное управление, благодаря чему осуществляются безопасные и оптимальные алгоритмы зарядки: IUoU или IUIoU, с последующей «добивкой» до 100%-го уровня зарядки. Параметры зарядки можно подстроить под конкретный аккумулятор (настраиваемые профили) или выбрать уже заложенные в управляющей программе. Конструктивно зарядное устройство состоит из блока питания АТ/АТХ, который нужно немного доработать и блока управления на МК ATmega16A. Всё устройство свободно монтируется в корпусе того же блока питания. Система охлаждения (штатный кулер БП) включается/отключается автоматически.
Достоинства данного ЗУ - его относительная простота и отсутствие трудоёмких регулировок, что особенно актуально для начинающих радиолюбителей.
Рассмотрим основные режимы работы устройства для заложенных в программу предустановок (профилей).
1. Режим зарядки - меню «Заряд». Для аккумуляторов емкостью от 7Ач до 12Ач по умолчанию задан алгоритм IUoU. Это значит:
- первый этап- зарядка стабильным током 0.1С до достижения напряжения14.6В
- второй этап-зарядка стабильным напряжением 14.6В, пока ток не упадет до 0,02С
- третий этап-поддержание стабильного напряжения 13.8В, пока ток не упадет до 0.01С. Здесь С - ёмкость батареи в Ач.
- четвёртый этап - «добивка». На этом этапе отслеживается напряжение на АКБ. Если оно падает ниже 12.7В, включается заряд с самого начала.
Для стартерных АКБ (от 45 Ач и выше) применяем алгоритм IUIoU. Вместо третьего этапа включается стабилизация тока на уровне 0.02C до достижения напряжения на АКБ 16В или по прошествии времени около 2-х часов. По окончанию этого этапа зарядка прекращается и начинается «добивка». Это- четвёртый этап. Процесс заряда проиллюстрирован графиками рис.1 и рис.2.
2. Режим тренировки (десульфатации) — меню «Тренировка». Здесь осуществляется тренировочный цикл:
10 секунд - разряд током 0,01С, 5 секунд - заряд током 0.1С. Зарядно-разрядный цикл продолжается, пока напряжение на АКБ не поднимется до 14.6В. Далее - обычный заряд.
3. Режим теста батареи. Позволяет приблизительно оценить степень разряда АКБ. Батарея нагружается током 0,01С на 15 секунд, затем включается режим измерения напряжения на АКБ.
4. Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ). Если предварительно подключить дополнительную нагрузку и включить режим «Заряд» или «Тренировка», то в этом случае, сначала будет выполнена разрядка АКБ до напряжения 10.8В, а затем включится соответствующий выбранный режим. При этом измеряются ток и время разряда, таким образом, подсчитывается примерная емкость АКБ. Эти параметры отображаются на дисплее после окончания зарядки (когда появится надпись «Батарея заряжена») при нажатии на кнопку «выбор». В качестве дополнительной нагрузки можно применить автомобильную лампу накаливания. Ее мощность выбирается, исходя из требуемого тока разряда. Обычно его задают равным 0.1С - 0.05С (ток 10-ти или 20-ти часового разряда).
Перемещение по меню осуществляется кнопками «влево», «вправо», «выбор». Кнопкой «ресет» осуществляется выход из любого режима работы ЗУ в главное меню.
Основные параметры зарядных алгоритмов можно настроить под конкретный аккумулятор, для этого в меню есть два настраиваемых профиля — П1 и П2. Настроенные параметры сохраняются в энергонезависимой памяти (EEPROM-е).
Чтобы попасть в меню настроек нужно выбрать любой из профилей, нажать кнопку «выбор», выбрать «установки», «параметры профиля», профиль П1 или П2. Выбрав нужный параметр, нажимаем «выбор». Стрелки «влево» или «вправо» сменятся на стрелки «вверх» или «вниз», что означает готовность параметра к изменению. Выбираем нужное значение кнопками «влево» или «вправо», подтверждаем кнопкой «выбор». На дисплее появится надпись «Сохранено», что обозначает запись значения в EEPROM.
Значения настроек:
1. «Алгоритм заряда». Выбирается IUoU или IUIoU. См. графики на рис.1 и рис.2.
2. «Емкость АКБ». Задавая значение этого параметра, мы задаем ток зарядки на первом этапе I=0.1C, где С- емкость АКБ В Ач. (Таким образом, если нужно задать ток заряда, например 4.5А, следует выбрать емкость АКБ 45Ач).
3. «Напряжение U1». Это напряжение, при котором заканчивается первый этап зарядки и начинается второй. По умолчанию задано значение 14.6В.
4. «Напряжение U2». Используется только, если задан алгоритм IUIoU. Это напряжение, при котором заканчивается третий этап зарядки. По умолчанию — 16В.
5. «Ток 2-го этапа I2». Это значение тока, при котором заканчивается второй этап зарядки. Ток стабилизации на третьем этапе для алгоритма IUIoU. По умолчанию задано значение 0.2С.
6. «Окончание заряда I3». Это значение тока, по достижению которого зарядка считается оконченной. По умолчанию задано значение 0.01С.
7. «Ток разряда». Это значение тока, которым осуществляется разряд АКБ при тренировке зарядно-разрядными циклами.
 
Так во вложении есть печатки. Посмотри повнимательнее.
 
тогда сам трансформатор будет ограничивать ток в цепи... но греться будет при этом...
ничего с ним не будет.
сам кучу таких зу собрал и работают годами у автовладельцев.
да и тут на форуме есть обсуждения таких зу.
 
Так во вложении есть печатки. Посмотри повнимательнее.
Да, я уже нашел! Спасибо большое! Буду искать детали потихоньку и по мере возможности собирать, отпишусь когда все сделаю :)
 
ничего с ним не будет. сам кучу таких зу собрал и работают годами у автовладельцев. да и тут на форуме есть обсуждения таких зу.
Это не ЗУ, это БП :)
ЗУ - это устройство, которое хоть как-то (в одних реализациях лучше, в других - хуже) пытается соблюдать ВАХ (а в некоторых случаях и другие параметры, типа температуры и даже давления в банках - попадалось такое на каких-то литиевых АКБ) во времени согласно типу аккумулятора.
Ну, в одном соглашусь: традиционные свинцово-кислотные батареи наименее капризны к этим условиям :)
 
Прошивка и ПП в архиве, если кому-то пригодится
 

Вложения

  • ЗУ.rar
    ЗУ.rar
    1.9 MB · Просмотры: 101
Назад
Сверху