• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Многополосный усилитель

  • Автор темы Автор темы SHREK-2
  • Дата начала Дата начала

SHREK-2

Новые
Регистрация
23 Ноя 2013
Сообщения
268
Реакции
3
Баллы
0
Многополосный усилитель

Здравствуйте!
Приступил к проектированию и последующему изготовлению четырех канального трёхполосного усилителя с вых.мощностью суммарной электрической в канале 100 ватт синуса.
Задуман он достаточно давно, частями проверен на предидущих конструкциях, остались некоторые неясности с которыми, я надеюсь, справлюсь.
Обращаюсь к заинтересованным и заинтересовавщимся для совместной взаимопродуктивной работы - ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Вкратце система предполагается такой:
Канал (ААС) : состоит из активной АС включающей БП, усилители мощности с вых мощью 15, 25, 75 ватт, полосовых фильтров, автоматики включения и выключения, эквалайзера 10- полосного, спектроанализатора, защит, собственно АС. Каналы числом 4 индентичны и взаимозаменяемы.
КРОСС-блока в котором: БП, БП дежурный, Нормирующие усилители, темброблок?, ревербратор, селектор входов, система управления ААС, регуляторов уровня/мощности, индикаторов включения, включения режимов, индикаторов селектора входов, системы АВС, индикаторов перегрузки по входам.
Надеюсь на доброжелательность и мудрые советы .
С уважением, АНДРЕЙ.
 
Полосовые излучатели Каковы? Номинальное сопротивление,Чувствительность или звуковое давление их?
 
Очень много навтыкал. Ревебераторы зачем? Так проект дорогой и крутой конечно..Усилители в отдельном корпусе или в АС будут?
 
Триампинг дело затратное, но интересное. :)
 
В принципе многополоска есть ГУТ. Но навороты -Эквалайзеры-спектроанализаторы и пр. СОВСЕМ лишнее. Дстаточно нормальное разделение каналов на НЧ(20-500Гц) СЧ(500-5000Гц) и ВЧ(5-20кГц). Свои УМ поимеем с мин коэф ВСЯЧКСКИХ искажений и достаточной верностью звукового сигнала. Дай Бог иметь АКУСТИКУ высокой верности. А при таком разелении полос (со своими УНЧ) и динамики совпроизводства проходят.(пример- 10ГД-30.лучше конечно 10Гд-26 на НЧ. 4Гд8Е-на СЧ и даже 2ГД-36 на ВЧ). А в принципе при имении лучшего- ИМПОРТ. Кашу маслом НЕ испортишь.
 
Полосовые излучатели Каковы? Номинальное сопротивление,Чувствительность или звуковое давление их?
Дины по ВЧ 6ГДВ-2 4 шт на канал
Дины по СЧ 4гд-8Е 4шт на канал
Дины по НЧ 30ГДН -4, 1шт на канал, но это ещё обдумываю. Есть туевы хуча 25гдн -4 "ВЕГА" но тех состояние их не очень, короче тож фин. проблемы.
 
Очень много навтыкал. Ревебераторы зачем? Так проект дорогой и крутой конечно..Усилители в отдельном корпусе или в АС будут?
Ревер на тылы.
Выполнено будет в виде ААС.

Выбор полосовых усилителей мною сделан, это класс "А" 15 ватт в ВЧ, "ААВ" в СЧ 25 ватт и "АВ" 75-80 ватт на НЧ.
Идея такова что каждый поступает по своему, но есть определённые параметры, которые следует принять за аксиому: полосы раздела и связанная с ними мощность, а она раскладывается как 70% нч полоса 10-500, 20% соотвественно 500-5000 Гц, 5000 - и до забора 10% ВЧ. В общем, взяв проценты как ватты поимеем 100 ватт электрической мощности или синусоидальной, как вам понравится.
Доп.мощность заказываемая нужна для гарантированного неискаженного звука на пиках, излишки гасятся поворотом подстроечника. Кроме этого чем выше класс УМ, тем интереснее, но я думаю и убеждён что опускаться ниже 0,05 % Кг не стоит- иначе не стоит и яйца морочить имея в виду объём работы. Выбор мощности мной именно такой как названо еще обусловлен трансформаторами питания ТС-180 от черно -белых ТВ типа "ИЗУМРУД", ибо импульники фирменные дороги да и шумят они изрядно вплоть до радиодиапазона!
а в конструкции такого объема искать потом якобы возбуд не хочется, да и мой прошлый опыт конструирования за классику.
Затыком для меня является узел регулирования уровней сигнала после эквалайзера - не хотелось бы сюда подмещивать что либо цифровое, но задача максимум -менять уровень на входе полосовых фильтров автоматически, обратно пропорционально показаниям спектроанализёра. В идеале опторезисторы типа ОЭП -1 нужно аж 45 шт, по 10 в канал и 5 на сжигание при настройке. И это есть уже.
Цифровые потенциометры не так хороши как хотелось бы , а вклячивать в аналоговую вещчь цифру только на регулирование уровней вряд ли целесообразно. Тогда уж лучше полностью оцифровать весь канал.Это мне не подходит, ибо я хочу сделать всё кроме ревера аналоговым.
Насчет акустического оформления, и внешнего вида ААС За основу взят "Громкоговоритель с повышенным КПД" Голунчикова. Разделительные фильтра полосовые из РАДИО 1992 12 стр 25. (Молодец ФРУНЗЕ, хорошие фильтра забубенил!) я бы добавил только необходимость настройки их на указанные частоты и выполнения усилительных каскадов по принципу"ПАССИВНОГО РЕГУЛЯТОРА ТЕМБРА" Трошина, РАДИО 1989№9 стр70.
Почему ААС в таком виде? только потому что в ВЧ блок можно поместить и УМ и БП и еще место останется. Не обязательно копировать геометрические размеры указанные в статье - главное идея. Готов выслушать ваши замечания и предложения.

Для меня эта конструкция имеет рубежное значение, рубеж, после которого я может лягу на диван и зачехлю паяльник.
 
Последнее редактирование:
В принципе многополоска есть ГУТ. Но навороты -Эквалайзеры-спектроанализаторы и пр. СОВСЕМ лишнее. Дстаточно нормальное разделение каналов на НЧ(20-500Гц) СЧ(500-5000Гц) и ВЧ(5-20кГц). Свои УМ поимеем с мин коэф ВСЯЧКСКИХ искажений и достаточной верностью звукового сигнала. Дай Бог иметь АКУСТИКУ высокой верности. А при таком разелении полос (со своими УНЧ) и динамики совпроизводства проходят.(пример- 10ГД-30.лучше конечно 10Гд-26 на НЧ. 4Гд8Е-на СЧ и даже 2ГД-36 на ВЧ). А в принципе при имении лучшего- ИМПОРТ. Кашу маслом НЕ испортишь.
Согласен: Но кусаются сволочи!
 
В принципе многополоска есть ГУТ. Но навороты -Эквалайзеры-спектроанализаторы и пр. СОВСЕМ лишнее. Дстаточно нормальное разделение каналов на НЧ(20-500Гц) СЧ(500-5000Гц) и ВЧ(5-20кГц). Свои УМ поимеем с мин коэф ВСЯЧКСКИХ искажений и достаточной верностью звукового сигнала. Дай Бог иметь АКУСТИКУ высокой верности. А при таком разелении полос (со своими УНЧ) и динамики совпроизводства проходят.(пример- 10ГД-30.лучше конечно 10Гд-26 на НЧ. 4Гд8Е-на СЧ и даже 2ГД-36 на ВЧ). А в принципе при имении лучшего- ИМПОРТ. Кашу маслом НЕ испортишь.
Кроме этого там будет автоматика настройки СИСТЕМЫ ААС -КОМНАТА.
Ну там измерительный микрофон...
Насчёт микрофона: И НАСТРОЙКИ! В этом то и есть изумина, я просто забыл сказать что включение блока (канала) происходит по алгоритму: С пульта/кнопки нажатием которой оживает кросс-блок, подает команду на включение сети в канальные ААС. ААС включаются, и шумят белым/розовым шумом секунд 10, микрофон, подключенный к спектроанализёру улавливает ,спектроанализёр анализирует и автоматика выставляет уровни в полосах обратно-пропорционально полученным уровням. Таким образом соблюдается линейная АЧХ (или приближенная к ней ) системы ААС-КОМНАТА.
После уровни запоминаются и держатся до следующего? включения.
Преимущества построения Усилителя в целом по такому принципу,я думаю, очевидны; всего 5 коробок, 4 соединительных кабеля, а если перевернуть напряжение сигнала в ток, к примеру что-то типа эмиттерного повторителя, генератора тока на ОУ, то длина кабеля не будет ограничена. В разумных пределах конечно, метров 10.
Кроме этого любая из ААС может использоваться автономно, следует только выбрать номинальное входное напряжение сигнала.
Система получается гибкой -можно использовать и стерео и квадро варианты, в зависимости от источника звука.
Я нацелен на винил и ПКД, и селектор входов у меня автоматический на 4 входа.
 
Опторезисторы позволяют регулировать уровни 500мв и выше, а управлять ими можно с помощью полевых транзисторов с изолированным затвором в качестве управляющего и запоминающего уровни узла.
Если управлять уровнем не в лобовую, а регулировать дифференциальное усиление как в (РАДИО №7-8 стр 33 "Ещё раз о регуляторах на полевых транзисторах" В.В Лексины ) то вАще должно быть всё на лучшем уровне, ибо ТОГДА опторезюк регулирует несколько мв!
Готов выслушать замечания и уже приготовил свою бочку мёда под ваш дёготь.tehno014
 
Сейчас пытаюсь совместить полезное с полезным: ремонтирую свой СК4-56 и жду Ваших замечаний...
Вещи обе необходимы; коструктивная критика само -собой; ну без спектроанализёра выколачивать лишнюю звуковую ветошь из УНЧей как-то не кошерно.
 
Последнее редактирование:
Опторезисторы позволяют регулировать уровни 500мв и выше, а управлять ими можно с помощью полевых транзисторов с изолированным затвором в качестве управляющего и запоминающего уровни узла.
Если управлять уровнем не в лобовую, а регулировать дифференциальное усиление как в (РАДИО №7-8 за 1981 стр 33 "Ещё раз о регуляторах на полевых транзисторах" В.В Лексины ) то вАще должно быть всё на лучшем уровне, ибо ТОГДА опторезюк регулирует несколько мв!
Готов выслушать замечания и уже приготовил свою бочку мёда под ваш дёготь.tehno014
Извините за неточность! Забыл указать год журнала, РАДИО №7-8, стр 33 1981.
 
По динамикам.НЧ еще терпимо,а вот выбор остальных возможен лишь при их наличии.Покупать заново не имеет смысла.
Забыл еще один важныйаопрос задать .О фонограммах. При воспроизверении классики и электронной музыки спектральный состав фонограммы разный.Это надо учитывать при выборе мощности.
 
Дело в том что я готов к монтажу на 70% и динамики, и большинство комплектующих уже лежат в мешочках из полиэтилена.
4гд 8е купил еще 2года тому, новячие, 6гдв-2 нашёл производителя -РУСАУДИО, г РЯЗАНЬ. Они до сих пор клепают дины, номенклатура в основном широкополосники типа 4гд 38. Прайс я уже затер, но 6 гдв-2 вместо 2гд-36 я у них купил и недорого, что-то по 100р за штуку. 1600 за 16 шт... Хоть и ЗАО но не жадные; на емейл отправили счёт и АВТОТРЕЙДИНГОМ доставили.
Ну с разным спектром фонограмм... найдём способ бороться.
Далее про УНЧи.
Декодёром тыловых ААС будет выступать система АВС и/или звуковая карта компа. Я ещё не решил, но заложить эту возможность в устройство нужно. В случае с винилом АВС однозначно.
К стати замечал кто- нибудь такой факт что в записях ,к примеру БИТЛЗ, можно определить расположение инструментов перед тобой , а в поздних записях конца 20 века есть только какое-то звуковое поле приятное для восприятия но уже не определяемое так как в ранних записях? Я пытался обрабатывать ТАКОЙ сигнал суммарно-разностным способом но результат меня удручил. В тыловых каналах была такая ветошь! Да и в фронтальных звук метался из одного канала в другой...
Короче "ПЕСНЯРЫ" записанные "МЕЛОДИЕЙ" слушались лучше чем ...чем другие исполнители записанные в конце 90г.
Потом я узнал что такое издевательство над звуком было подано с лёгкой руки "ФИЛИПС" специально для того чтобы записывать объемный звук в сотовые телефоны. Может быть это не так но за что продал зато и купил, хотя наоборот но хрен редки не слаще.
Полосовые УНЧ мною все отслушаны в разное время; не делал только ВЧ в классе "А" - затем и пришёл на форум.
Я считаю что нужно взять неплохой УНЧ с подходящей мощностью и нагрузив его на акустически правильно оформленный динамик подать на него сигнал соответствующей полосы. Кто это будет ХОЛТОН, ИВАНОВ на КП913 или Трошин "НЕСТАНДАРТНЫМ включением ОУ"- это на вкус и цвет. Я лишь грамотно использую эти вещи в своем случае и для достижения СВОЕГО результата. Вообще я работал и с Трошинским и даже с МАКАРОВСКИМ УНЧами. Особенно меня впечатлил УНЧ трехполосный Ю.МАКАРОВА -огнедышащий дракон о 18 лампах... ЭТО БЫЛ МОЙ ПЕРВЫЙ ТРИФОНИК!
Но особо хочу сказать о "ПРОСТОМ УСИЛИТЕЛЕ МОЩНОСТИ" Мельниченко из РАДИО 1986, №12 стр 34. Если его сравнивать с похожими по мощности (90 ватт синуса) то он, мне кажется, даст фору некоторым и более навороченным. Из недостатков скажу что из-за большой разницы в усилении (В) транзисторов ( кт 825- 750 единиц а у кт 827 750 -15000) сложно настроить ток покоя и при большом разбалансе выходной каскад начинает возбуждаться.Ну уж если настроил то звук у него ооочень приличный, при проигрывании винила можно на слух легко отличить ТАШКЕНТ от АПРЕЛЕВКИ. Сейчас, при наличии современной элементной базы считаю возможным, как вариант, вернуться к нему на НЧ.
Вообще то я склонен использовать на Вч УНЧ из статей КОРЗИНИНА Р.№5 1996 стр19 и Р.№4 1998 стр 60, на СЧ УНЧ на LME49810 или как вариант ИВАНОВА из Р.№9 1988 стр 34. Про бас я говорил, но не решил окончательно.
Так что я думаю спектр фонограммы такой аппарат прокачает без наворотов, не вспотев.

__________________
 
Ясно. Я вообще то не про то,а про соотношение мощностей.
 
Дело в том что при ТАКОМ соотношении мощностей все динамики работают в середине своей паспортной полосы. Может не так выразился, извините, но не подберу слова.
Т.Е. там где их искажения минимальны. Раздел полос выбран изходя из мощностей доступных динамиков; при другом разделе нужны и другие динамики и другие мощности в полосе.
Недавно присутствовал на прослушке одного оригинального УНЧа. Аппарат многополосный, Динамики по краям включены (ВЧ и НЧ!) выход УНЧа и земля, а остальные включены (внимание!) МЕЖДУ выходами УНЧ.
Полос 9, разделение по полосам в соответствие КРИВОЙ РАВНОЙ ГРОМКОСТИ.
Несмотря на то что УНЧи были не очень (Кг 0,1, тда2030 в штатном режиме, питание + - 15В) звук был очень чистый, были слышны даже не заметные погрешности записи, там шорох микрофонного шнура, дыхание певца...
Я дал прокрутить свой СD, что принёс с собой. Запись не лицензия, пиратская, но Я ЕЯ УСЛЫШАЛ ЗАНОВО, те нюансы которые я не слышал дома вдруг встали явственно.
АС была ВАПЩЕ смешной 2гд-36 без оформления на шите, 3гд-38 несколько штук на шите, и только 25гд-26 были засунуты в подобие акустического оформления.
Это только утвердило меня в правильности выбранного пути.
 
понятно. У меня тоже многополосник,точнее двухполосник проработан. Фильтр на вычитание совместно с корректором нч.Модификация моя от Лексиных на оу Полосовые в дневнике моем.
 
В своём аппарате я применю на басу ПОСТ. В фильтрах ФРУНЗЕ это сделано, но я слышал на другом УНЧ отключаемую ПОСТ. (Положительная Обратная Связь по ТОКУ)
Это меня впечатлило.
 
Назад
Сверху