• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Прародитель семейства"Су-27"-самолет "Т-10"

Дед Леня

Супермодераторы
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
5,948
Реакции
654
Баллы
0
Прародитель семейства"Су-27"-самолет "Т-10"

В данной теме речь пойдет о сборке масштабной (М1:72) модели одного из промежуточных вариантов компоновки (Т-10-10/11) истребителя, в дальнейшем получившего название Су-27.
 

Вложения

  • 0.webp
    0.webp
    122.6 KB · Просмотры: 298
В начале темы-небольшая историческая справка о ходе создания самолета.
В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения.
Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 года была развёрнута программа FX (Fighter Experimental).
Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969 году, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «Макдоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 году появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и F-15B.
В качестве ответа в СССР была развёрнута программа разработки перспективного фронтового истребителя (ПФИ) на конкурсной основе. К теме были подключены три конструкторских бюро. Первоначально ОКБ Сухого в программе не участвовало, однако ещё в 1969 году в ОКБ Сухого были выполнены первичные проработки по теме ПФИ, и в начале 1971 года было принято официальное решение о начале работ над изделием Т-10.
Техническое задание на вновь создаваемую машину было ориентировано на превосходство над F-15.
Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний манёвренный бой, вновь признанный на тот момент основным элементом боевого применения истребителя.
В 1972 году состоялись два научно-технических совета с представителями «фирм» Сухого, Яковлева и Микояна, по результатам которых проекты Як-45 и Як-47 выбыли из конкурса. Руководство КБ МиГ вышло с предложением разделить программу ПФИ и создавать параллельно два истребителя — тяжёлый и лёгкий, с максимальной унификацией оборудования, что ускорит и удешевит производство и позволит иметь в стране парк двух типов самолётов, ориентированных каждый на свои задачи.

Первый прототип Т-10-1.
Для повышения манёвренных качеств самолёт имеет заднюю центровку, предполагающую продольную статическую неустойчивость и электродистанционную систему управления (ЭДСУ). Была выбрана схема с интегральной компоновкой.
В прототипе применено крыло с криволинейной передней кромкой (без отклоняемых носков) и развитым корневым наплывом, что даёт преимущество для крейсерского полёта на сверхзвуке. Кили размещены на верхних поверхностях мотогондол.
Опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был построен с двигателями АЛ-21Ф-З и поднялся в воздух 20 мая 1977 (пилот — заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин). На самолёте проводились испытания на общую работоспособность, на устойчивость и управляемость. Выполнено 38 полётов, произведены доработки, в частности, на законцовки консолей и кили установлены противофлаттерные грузы в виде штырей. Система вооружения на него не устанавливалась.
В настоящее время данный самолет находится в экспозиции Музея ВВС в Монино.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    85.4 KB · Просмотры: 177
  • 2.webp
    2.webp
    27.2 KB · Просмотры: 92
  • 3.webp
    3.webp
    25.7 KB · Просмотры: 87
  • 4.webp
    4.webp
    67.7 KB · Просмотры: 169
Самолёт Т-10-2 был построен в 1978 году. В одном из полётов на проверку передаточных коэффициентов продольного управления, пилотируемый Героем Советского Союза Евгением Соловьёвым, самолёт попал в продольную раскачку и разрушился. Лётчик погиб[5].
На Т-10-3 уже были установлены двигатели АЛ-31Ф, пока с нижним расположением агрегатов. Начиная с 3-го варианта кили приобрели V-образный вид.Первый полёт выполнен в августе 1979 года. На Т-10-4 установили ещё и опытную РЛС «Меч», при этом изменился обвод носового конуса и форма фонаря кабины пилота.
На Т-10-10 проходило испытание вооружения самолета. По окончании испытательных полетов самолет был передан в Васильковское авиационно-техническое училище, а затем в музей при Луганском АВЗ Украины, где он и находится в настоящее время.
В 1979 году в опытной эксплуатации находилось три самолёта, а также было начато производство установочной партии самолётов на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Были построены пять самолётов, которые именовались «Су-27 тип Т-10-5» и использовались для лётных испытаний и отработок оборудования и вооружения.
В это время стали поступать данные об американском F-15. Выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15.
Тенденция к ухудшению ЛТХ нового самолёта наметилась ещё в 1976 году при продувке моделей Т-10 в аэродинамической трубе в СибНИА. При проектировании не удалось в полной мере реализовать теоретические разработки в области аэроупругости, включая флаттер, уже апробированные в ЦАГИ, из-за отсутствия высокопроизводительной вычислительной техники. Результаты исследований значительно отставали от темпа постройки самолёта.
Кроме того, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки, и самолёт получил бы переднюю центровку. Не удалось реализовать заданный расход топлива. Не работала нормально РЛС.
Возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины. Было принято решение начать создание самолёта практически с нуля, не выпускать в серию машину, отстающую по своим характеристикам от главного конкурента[7].
 

Вложения

  • 5.webp
    5.webp
    44.1 KB · Просмотры: 318
  • 6.webp
    6.webp
    24.2 KB · Просмотры: 233
Т-10С В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-7 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо.
Машина была значительно изменена, почти все узлы созданы «с нуля». На Т-10 законцовки крыла и корневые наплывы были скруглёнными (как на МиГ-29), на Т-10С крыло полностью трапециевидной формы с отклоняемыми носками, с остроугольными корневыми наплывами, флаперонами вместо закрылков и элеронов. Роль противофлаттерных грузов на консолях играют пусковые устройства ракет «воздух-воздух». Количество узлов подвески увеличилось с 8 до 10[8]. На Т-10 кили располагались над двигателями, теперь двигатели АЛ-31Ф расположены по бокам, как на F-15 и имеют верхнее расположение агрегатов.
Носовая стойка шасси отодвинута на 3 метра назад, чтобы брызги с колеса не попадали в воздухозаборники. Ранее тормозные щитки находились в нижней части фюзеляжа, но при их выпускании на самолёте начиналась тряска. На Т-10С тормозной щиток установлен за кабиной лётчика, фонарь кабины не сдвигается назад, а открывается вверх-назад, как на F-15. Изменены обводы носовой части самолёта.
Полученные при испытаниях данные показали, что создан самолёт, не уступающий, а по некоторым параметрам превосходящий F-15. Хотя не обошлось без катастроф: во время полёта 23 декабря 1981 года на скорости 2300 км/ч в критическом режиме из-за разрушения носовой части самолёта погиб лётчик-испытатель Александр Сергеевич Комаров.
16 июля 1983 года под Ахтубинском при прочностных испытаниях, на высоте 1000 м и при максимальной приборной скорости свыше 1000 км/час, разрушился носок и часть консоли крыла самолёта, который пилотировал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству лётчика-испытателя, впоследствии Героя Советского Союза (1988 г.), мирового рекордсмена (1987—1988 гг.), полёт завершился благополучно. Н. Ф. Садовников, удерживая самолёт на скорости 350 км/час, которая превышает посадочную почти на 100 км/час, посадил на аэродром повреждённый самолёт, — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем, — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины (в схожих обстоятельствах 25.05.84 был потерян Т-10-21 в ЛИИ, лётчик катапультировался). Причиной был большой шарнирный момент предкрылка. Самолёт был доработан: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка[4].
В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, в том числе и в процессе серийного производства.
На фото-синим цветом обозначен контур Т-10 , красным-контур серийного Су-27
 

Вложения

  • 7.webp
    7.webp
    40.8 KB · Просмотры: 2,081
Год назад в сети появились рендеры модели самолета Т-10-10/11 в М 1:72 от украинской модельной фирмы "Модел Свит". Уже по ним было видно, что ребята взяли в качестве образца для модели экспонат из музея в Луганске.
 

Вложения

  • 9.webp
    9.webp
    34.6 KB · Просмотры: 63
  • 13.webp
    13.webp
    27.6 KB · Просмотры: 60
  • 12.webp
    12.webp
    30.5 KB · Просмотры: 87
  • 11.webp
    11.webp
    20.2 KB · Просмотры: 59
  • 10.webp
    10.webp
    27.5 KB · Просмотры: 66
  • 8.webp
    8.webp
    19.4 KB · Просмотры: 62
Как поется в песне В. Высоцкого " не пройдет и полгода...", так и у меня вскоре появилась данная коробочка с содержимым, в которую наряду с литниками была вложена отлично выполненная инструкция по сборке модели.
 

Вложения

  • 21.webp
    21.webp
    97.4 KB · Просмотры: 65
  • 23.webp
    23.webp
    116.5 KB · Просмотры: 61
  • 22.webp
    22.webp
    106.3 KB · Просмотры: 59
  • 20.webp
    20.webp
    109.4 KB · Просмотры: 60
  • 19.webp
    19.webp
    87.9 KB · Просмотры: 59
  • 17.webp
    17.webp
    123.7 KB · Просмотры: 62
  • 14.webp
    14.webp
    59.4 KB · Просмотры: 159
  • 16.webp
    16.webp
    103.1 KB · Просмотры: 61
  • 15.webp
    15.webp
    132.3 KB · Просмотры: 66
  • 18.webp
    18.webp
    106 KB · Просмотры: 56
И цветные вкладыши с тремя вариантами раскраски модели.
 

Вложения

  • 24.webp
    24.webp
    112.9 KB · Просмотры: 217
  • 25.webp
    25.webp
    107.7 KB · Просмотры: 126
  • 26.webp
    26.webp
    104.5 KB · Просмотры: 128
Надпись в инструкции по сборке гласит, что модель выполнена методом ЛНД (литье под низким давлением), но при обзоре литников этого не замечаешь. Настолько четко и чисто выполнено литье, что может дать фору некоторым фирмам, использующим литьевые машины высокого давления. Остается только снять шляпу и отвесить глубокий поклон производителям модели!
 

Вложения

  • 30.webp
    30.webp
    30.4 KB · Просмотры: 46
  • 36.webp
    36.webp
    37.5 KB · Просмотры: 51
  • 35.webp
    35.webp
    30.8 KB · Просмотры: 53
  • 34.webp
    34.webp
    45.7 KB · Просмотры: 48
  • 33.webp
    33.webp
    33.9 KB · Просмотры: 46
  • 32.webp
    32.webp
    34.5 KB · Просмотры: 46
  • 31.webp
    31.webp
    33 KB · Просмотры: 48
  • 29.webp
    29.webp
    30.2 KB · Просмотры: 50
  • 28.webp
    28.webp
    26.1 KB · Просмотры: 58
  • 27.webp
    27.webp
    22.6 KB · Просмотры: 69
Помимо рамок с литьем, в наборе присутствует рамка с фонарями кабины пилота в открытом и закрытом виде, а также небольшая плата с фотоэчетом, маски для окраски фонаря и декаль на три варианта.
 

Вложения

  • 46.webp
    46.webp
    39.6 KB · Просмотры: 50
  • 45.webp
    45.webp
    45.8 KB · Просмотры: 66
  • 44.webp
    44.webp
    49.1 KB · Просмотры: 33
  • 43.webp
    43.webp
    20.1 KB · Просмотры: 41
  • 42.webp
    42.webp
    39.7 KB · Просмотры: 43
  • 40.webp
    40.webp
    40.1 KB · Просмотры: 36
  • 39.webp
    39.webp
    34.8 KB · Просмотры: 38
  • 38.webp
    38.webp
    41.7 KB · Просмотры: 48
  • 37.webp
    37.webp
    29.3 KB · Просмотры: 63
  • 41.webp
    41.webp
    42.8 KB · Просмотры: 36
Конечно очень хотелось бы собрать самый первый вариант самолета, но поскольку там очень большой объем переделок- придется перепиливать всю носовую часть и делать новый фонарь кабины, то остановимся пока на том варианте, что предложил производитель модели и соберем "модель из коробки", т.е. Т-10-10/11.
Дело начинаем, следуя шагам инструкции. Первым на сборочном стапеле- кресло пилота К-36. На литьевой рамке-25 деталей, из которых задействованы в сборке 21 деталь. Да еще пара привязных ремней на плате фотоэчета. В своей практике такого количества сборных деталей для кресла пилотов в масштабе 1:72 я не встречал никогда (наверное и в 48 масштабе -это редкость. Вот если только сравнить с 32 масштабом...). В 72 масштабе их можно сравнивать только с отливками из смолы, а здесь ЛНД. Чудеса! Следуя шагам инструкции и постепенно вычленяя детали из рамки, произвожу их склейку, что довольно затруднено делать при размерах моих пальцев и размерах деталей. В конечном итоге получилось приличное кресло, осталось покрасить.
 

Вложения

  • 54.webp
    54.webp
    24.2 KB · Просмотры: 40
  • 56.webp
    56.webp
    9.4 KB · Просмотры: 40
  • 55.webp
    55.webp
    16 KB · Просмотры: 38
  • 53.webp
    53.webp
    76 KB · Просмотры: 37
  • 52.webp
    52.webp
    34 KB · Просмотры: 38
  • 51.webp
    51.webp
    32.2 KB · Просмотры: 43
  • 50.webp
    50.webp
    75.4 KB · Просмотры: 40
  • 49.webp
    49.webp
    21.2 KB · Просмотры: 37
  • 48.webp
    48.webp
    114.2 KB · Просмотры: 37
  • 47.webp
    47.webp
    55.2 KB · Просмотры: 53
А сколько всего было выпущено в серии?

Точных данных по серии не скажу, поскольку двухтомную монографию о Су-27 передал ребятам в Читу, но на первых предсерийных машинах производилась огромная куча доработок, в текстах видел модификации машин под номером Т-10-21.
 
Спасибо Вам, очень интересная машина!
И спасибо производителю модели - качество очень достойное, ну и тризубов хоть много не напихали)
ЛАРЗ вроде как живой и Т10 тоже вроде как не пострадал в результате всем известных событий.
 
Продолжаю сборку. На очереди ниша переднего колеса, совмещенная с ванной пилотской кабины. В литье аккуратно повторены элементы электропроводки и гидропроводки, а также элементы интерьера ниши и кабины.
 

Вложения

  • 57.webp
    57.webp
    84.2 KB · Просмотры: 61
  • 58.webp
    58.webp
    81.1 KB · Просмотры: 44
  • 59.webp
    59.webp
    20.9 KB · Просмотры: 37
  • 60.webp
    60.webp
    23 KB · Просмотры: 37
Отлично выполнено литье форсажных труб самолета. Сборка их приносит только удовольствие.
 

Вложения

  • 62.webp
    62.webp
    63 KB · Просмотры: 52
  • 63.webp
    63.webp
    40.9 KB · Просмотры: 49
  • 64.webp
    64.webp
    16 KB · Просмотры: 59
Отличное литье и правильное членение деталей, а также высокая точность деталей при стыковке не вызывают излишних требований при их сборке, что только радует. На очереди- сборка гондол двигателей.
 

Вложения

  • 66.webp
    66.webp
    27.4 KB · Просмотры: 39
  • 70.webp
    70.webp
    16 KB · Просмотры: 41
  • 69.webp
    69.webp
    27.1 KB · Просмотры: 41
  • 67.webp
    67.webp
    18.2 KB · Просмотры: 42
  • 65.webp
    65.webp
    40.6 KB · Просмотры: 45
  • 68.webp
    68.webp
    19 KB · Просмотры: 31
И сразу следом-соединение их с нижней частью фюзеляжа, а также оформление элементами конструкции ниш шасси.
 

Вложения

  • 71.webp
    71.webp
    20.5 KB · Просмотры: 63
  • 72.webp
    72.webp
    30.1 KB · Просмотры: 48
  • 73.webp
    73.webp
    12.2 KB · Просмотры: 60
  • 74.webp
    74.webp
    20.1 KB · Просмотры: 58
  • 75.webp
    75.webp
    26.2 KB · Просмотры: 54
  • 76.webp
    76.webp
    22.3 KB · Просмотры: 62
А теперь можно собрать воедино и элементы крыла.
 

Вложения

  • 78.webp
    78.webp
    27.2 KB · Просмотры: 51
  • 79.webp
    79.webp
    31.1 KB · Просмотры: 45
  • 77.webp
    77.webp
    39.1 KB · Просмотры: 88
Для надежного крепления килей на фюзеляже(впрочем это же рекомендует и производитель в рисунке инструкции по сборке) засверлил 0.5мм сверлом отверстия в килях и фюзеляже и вставил в кили проволочные штифты. Угол развала килей уже задан в литейной форме на стыкуемых поверхностях килей и фюзеляжа, поэтому можно смело клеить их на фюзеляж без выставления углов. Установил кили на фюзеляж и вклеил в гаргрот крышку блока антенны.
 

Вложения

  • 80.webp
    80.webp
    108.5 KB · Просмотры: 52
  • 81.webp
    81.webp
    27.4 KB · Просмотры: 58
  • 82.webp
    82.webp
    47.4 KB · Просмотры: 39
  • 83.webp
    83.webp
    24.2 KB · Просмотры: 40
  • 84.webp
    84.webp
    20.9 KB · Просмотры: 35
Продолжаю сборку кабины пилота. На штатные места наклеил приборные панели, выделенные из платы фотоэчета.
 

Вложения

  • 85.webp
    85.webp
    30.7 KB · Просмотры: 61
  • 86.webp
    86.webp
    24.7 KB · Просмотры: 66
  • 87.webp
    87.webp
    19.5 KB · Просмотры: 69
  • 89.webp
    89.webp
    22.5 KB · Просмотры: 52
Назад
Сверху