• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Вертолет соосной схемы Ка-15/Ка-15М

Дед Леня

Супермодераторы
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
5,948
Реакции
654
Баллы
0
Вертолет соосной схемы Ка-15/Ка-15М

В данной теме речь пойдет о масштабных моделях (М1:72) разных модификаций вертолетов соосной схемы Ка-15/Ка-15М, разработанных в ОКБ Камова и серийно выпускавшихся на Улан-Удэнском авиазаводе №99.
 
Ка-15 (по кодификации НАТО: Hen — «Рябчик» , по другим данным «Несушка») — вертолёт соосной схемы, разработанный в ОКБ Н. И. Камова на базе вертолёта Ка-8 («Иркутянин» от 1948 года)/ Ка-10.

Совет Министров СССР принял постановление от 29 сентября 1948 года «О проведении государственных испытаний и подготовке к внедрению в серийное производство одноместного вертолёта Ка-8 «Иркутянин» конструкции Н. И. Камова». Первый полёт серийного образца Ка-15 был выполнен 14 апреля 1953 года лётчиком-испытателем Дмитрием Ефремовым.

Вертолёт изначально разрабатывался для нужд морской авиации: как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной. Испытания проводились НИИ-15 ВМФ на базе ОКБ-4 в Москве с 28 января по 12 февраля 1955 года. С 23 марта по 14 апреля того же года испытания Ка-15 продолжили на кораблях ЧФ. Государственные испытания проходили в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 года.
В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ начали серийное производство этих машин. Всего было построено 354 вертолёта всех модификаций.
Начиная с 1957 года, Ка-15 начали поступать в строевые соединения ВМФ. Из-за малой грузоподъёмности Ка-15 оказался неэффективен как противолодочный вертолёт — мог брать на борт всего два гидроакустических буя для слежения за подводными лодками; при этом аппаратура управления находилась на втором вертолёте, а средства уничтожения (глубинные бомбы) — на третьем. Помимо этого, эксплуатация Ка-15 на флоте сопровождалась многочисленными неполадками, указывающими на низкую надёжность этой машины: флаттер несущего винта, колебания типа «Земной резонанс» во время руления — рулить по земле на Ка-15 можно было только по идеально ровной поверхности. Пилоты, летавшие на Ка-15, отмечали, что полёт со скоростью более 100 км/ч становился опасным — лопасти верхнего и нижнего ротора сближались настолько, что между законцовками оставалось не более 10 см. Среди недостатков называлась также малая мощность двигателя АИ-14. В целом Ка-15 оценивался эксплуатантами как недостаточно надёжный и безопасный вертолёт, что и послужило причиной его быстрого «ухода со сцены». В мае 1963 года полеты Ка-15 в ВМФ запретили.
В Аэрофлоте и в ДОСААФ вертолеты находились в эксплуатации до начала 1970-х годов и применялись для подготовки курсантов наряду с Ми-1, для опыления посевов на сельскохозяйственных работах в регионах СССР с тёплым климатом — в Молдавии и в Казахстане. Некоторое количество Ка-15 обслуживало рыболовецкие и китобойные флотилии, базируясь на борту рыболовецких судов. В этой роли Ка-15 имел преимущества перед Ми-1 благодаря меньшим размерам и отсутствию длинной хвостовой балки с рулевым винтом. В 1959 году два вертолёта Ка-15 были зачислены в состав Управления Полярной Авиации при ГУСМП и получили регистрационные номера СССР-Н-26 и СССР-Н-27. Испытательные полеты выполнялись с борта ледокола «Ермак» во время его нахождения в Мурманске. Зимой 1959—1960 года вертолёты участвовали в промысловой экспедиции в Арктике, базируясь на борту флагманской шхуны «Чистополь» (газета «Советская Россия» от 15.04.1960).
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    35.8 KB · Просмотры: 161
  • 2.webp
    2.webp
    83.5 KB · Просмотры: 120
  • 3.webp
    3.webp
    47.9 KB · Просмотры: 95
  • 4.webp
    4.webp
    56 KB · Просмотры: 90
  • 5.webp
    5.webp
    73.4 KB · Просмотры: 95
  • 6.webp
    6.webp
    43.7 KB · Просмотры: 73
  • 7.webp
    7.webp
    100.3 KB · Просмотры: 117
  • 8.webp
    8.webp
    159.6 KB · Просмотры: 63
  • 9.webp
    9.webp
    57.6 KB · Просмотры: 764
  • 0.webp
    0.webp
    25.7 KB · Просмотры: 78
Вертолет Ка—15М отличался от базового рядом доработок, направленных на совершенствование кинематики несущей системы, а также повышение надежности машины и эксплуатационной технологичности.В 1958 г. был создан усовершенствованный вертолет Ка-15М с более мощным двигателем и большей грузоподъемностью и дальностью полета. Вертолеты Ка-15М использовались как противолодочные в ВМФ, а также применялся в различных вариантах в народном хозяйстве страны.
На вертолетах Ка-15М летчиком-испытателем В. В. Виницким в 1958—1959 гг. были установлены два мировых рекорда скорости: 162.784км/ч на базе 100км и 170.455км/ч на базе 500км.
При проектировании Ка-15 и его модификаций конструкторы сделали еще шаг к совершенствованию несущей системы. Существенным конструктивным изменениям, по сравнению с Ка-10 подверглась колонка винтов. Геометрическая крутка лопасти винта возросла с —5° до —12°. Лопасти были изготовлены из древесины с применением металла и пенопласта. Передняя кромка лопастей защищалась от абразивного износа латунной оковкой. Установили противообледенительную спиртовую систему, в которой противообледенительная жидкость, поступающая от втулок винтов по каналам под оковкой лопастей выводится на ее поверхность через ряд отверстий диаметром 0.8мм. На концевой части лопасти установили противофлаттерный груз рогового типа. На задней кромке лопасти появился триммер для регулировки соконусности лопастей при их вращении.
 

Вложения

  • 12.webp
    12.webp
    31.2 KB · Просмотры: 90
  • 16.webp
    16.webp
    43.4 KB · Просмотры: 72
  • 15.webp
    15.webp
    17.5 KB · Просмотры: 79
  • 14.webp
    14.webp
    64.2 KB · Просмотры: 138
  • 13.gif
    13.gif
    40.5 KB · Просмотры: 124
  • 11.png.webp
    11.png.webp
    43.1 KB · Просмотры: 94
  • 10.webp
    10.webp
    100 KB · Просмотры: 109
Вертолет Ка—15М применялся в различных вариантах для сельхозобработки посевов, садов, виноградников от вредителей в Молдавии и Казахстане и имел для этого соответствующее оборудование: аппаратуру опрыскивания, опыливания, генерации аэрозолей.
 

Вложения

  • 28.webp
    28.webp
    61.9 KB · Просмотры: 81
  • 29.webp
    29.webp
    59.8 KB · Просмотры: 121
  • 30.webp
    30.webp
    35.6 KB · Просмотры: 254
  • 31.webp
    31.webp
    37.1 KB · Просмотры: 56
  • 32.webp
    32.webp
    31 KB · Просмотры: 127
Вертолет Ка—15М изготавливался на У-УАЗ в различных вариантах для нужд спасателей, санитарной авиации и почтового ведомства СССР и имел для этого подвесные контейнеры для перевозки почты и мелких грузов; спасательные лодки; подвесные гондолы для перевозки больных в положении лежа и др.
 

Вложения

  • 26.webp
    26.webp
    45.5 KB · Просмотры: 86
  • 27.webp
    27.webp
    44.2 KB · Просмотры: 67
  • 25.webp
    25.webp
    64.8 KB · Просмотры: 125
  • 23.webp
    23.webp
    50.7 KB · Просмотры: 106
  • 24.webp
    24.webp
    32.7 KB · Просмотры: 113
Ка-15 стал первым вертолётом ОКБ Камова, выпущенным крупной серией. Эта винтокрылая машина изначально разрабатывалась для нужд морской авиации, в качестве противолодочного вертолёта, корабельного разведчика и связного. Именно Ка-15 стал первым штатным вертолетом на кораблях советского ВМФ.
С выпуском и доводкой первых сверхлегких корабельных одноместных вертолетов соосной схемы Ка-10 и Ка-10М завершилось становление молодого ОКБ. Войсковые испытания легкого Ка-10, проведенные на Черном море, выявили необходимость постройки для ВМФ более грузоподъемной и более независимого от погодных условий геликоптера. Такой машиной и стал Ка-15 — вертолет многоцелевого назначения, спроектированный также по выбранной Камовым соосной схеме, а затем и его усовершенствованная модификация Ка-15М.
Новый вертолет был двухместной машиной, в кабине которого справа от летчика располагалось кресло оператора. Суда малых водоизмещении, как известно, подвержены значительной по величине бортовой и килевой качке. Мощный турбулентный поток воздуха, наличие разнообразных надстроек и качка корабля вызвали недоверие у наших военных моряков к вертолету с рулевым винтом, чувствительному к скорости и направлению ветра.
Чтобы окончательно убедиться в своей правоте, позднее они провели даже сравнительные испытания соосного Ка-15 и одновинтового Ми-1 на артиллерийском крейсере "Михаил Кутузов". Благодаря минимальным размерам и более высокой маневренности, соосный Ка-15 успешно взлетал с небольшой ВППл и приземлялся на нее даже при шестибалльном волнении моря. В этих условиях Ми-1 с длинной хвостовой балкой и рулевым винтом, которые значительно ограничивали возможности его эксплуатации, не мог эксплуатироваться при существовании высокой турбулентности воздушного потока и качки корабля-носителя. Таким образом, соосная схема вертолета в СССР была востребована ВМФ.
ОКБ Камова в ходе разработки, постройки, испытаний и доводочных работ Ка-15 также встретилось с рядом трудностей, обусловленных отсутствием научной и экспериментальной базы в области аэромеханики соосных несущих винтов. Конструкторы и ученые ОКБ успешно справились с множеством проблем. Под руководством Николая Камова была сформирована уникальная школа научного проектирования и практического конструирования винтокрылых аппаратов различных схем и, в первую очередь, соосной схемы. Появился вариант Ка-15М на поплавковом баллонном шасси.
После запуска Ка-15 в серию фронт работ по увеличению ресурса машин и расширению возможностей их применения значительно изменился. На заводе вступили в строй многочисленные стенды для испытания узлов и наиболее нагруженных деталей в условиях динамических напряжений. Продолжились длительные ресурсные испытания. Осуществлялись летные исследования по изучению "вихревого кольца" и отработке рекомендаций пилоту по предотвращению попадания в это явление вертолета и методиками выхода из него. Завершились испытания Ка-15 на режиме авторотации винтов несущей системы, в том числе по выполнению посадок на аэродром и водную поверхность (с баллонными шасси) при неработающих двигателях.
 

Вложения

  • 17.webp
    17.webp
    66.2 KB · Просмотры: 79
  • 18.webp
    18.webp
    38.2 KB · Просмотры: 68
  • 19.webp
    19.webp
    50.8 KB · Просмотры: 66
  • 20.webp
    20.webp
    57.2 KB · Просмотры: 61
  • 21.webp
    21.webp
    56.7 KB · Просмотры: 60
  • 22.webp
    22.webp
    179.1 KB · Просмотры: 76
В настоящее время местом постоянного моего проживания стал домик на садовом участке, куда я перевез все свое инструментальное моделистское имущество и по мере возможности, между "поливом, вспашкой зяби, посадкой яровых и ожиданием первого урожая", занимаюсь моделями, когда остаются для этого силы. По данной причине выходить на связь часто не смогу. А всем от меня букет ирисов.
 

Вложения

  • DSC08586.webp
    DSC08586.webp
    243.5 KB · Просмотры: 75
  • DSC08706.webp
    DSC08706.webp
    104.7 KB · Просмотры: 45
В руках у меня пять разноцветных коробок от украинской модельной фирмы "Amodel" с моделями вертолета КА-15 и Ка-15М.Во всех коробках находится одинаковый базовый набор деталей вертолета, расположенный на двух литниковых рамках и остекление кабины. Модификации вертолета-санитарный, сельскохозяйственный, на поплавковом шасси-снабжены дополнительными рамками с элементами конструкции машины, а также разными декалями. Все литье выполнено в технологии ЛНД(литье под низким давлением), поэтому придется поработать ножом и надфилем, на "щелчок" сборки не получится. Да и литьевая форма уже имеет довольно большой срок службы, что сказывается на качестве отливок. Но, глаза боятся, а руки делают...
Поэтому буду собирать сразу все пять моделей, а показывать на примере одной, делая отступления на дополнительные элементы вариантных машин.
 

Вложения

  • 35.webp
    35.webp
    35 KB · Просмотры: 57
  • 40.webp
    40.webp
    43.5 KB · Просмотры: 53
  • 39.webp
    39.webp
    90.5 KB · Просмотры: 54
  • 38.webp
    38.webp
    46 KB · Просмотры: 62
  • 37.webp
    37.webp
    67.3 KB · Просмотры: 53
  • 36.webp
    36.webp
    49.5 KB · Просмотры: 54
  • 34.webp
    34.webp
    100 KB · Просмотры: 51
  • 33.webp
    33.webp
    83.5 KB · Просмотры: 77
Сборка начинается с содержимого кабины. Вычленяем из литниковых рамок нужные детали и начинаем заниматься зачисткой многочисленных следов облоя и огромных литников на деталях. Их наличие вызывается спецификой литья пластика под низким давлением и изношенностью литейной формы. Судя по фото видно, что руки и глаза есть чем занять.
После зачистки склеиваем детали на основании пола и задней стенки кабины, устанавливаем сиденья, приборную панель, педали, ручку "шага винта", ручку управления.
 

Вложения

  • 41.webp
    41.webp
    98.8 KB · Просмотры: 49
  • 42.webp
    42.webp
    48.4 KB · Просмотры: 55
  • 43.webp
    43.webp
    51 KB · Просмотры: 43
  • 44.webp
    44.webp
    53.4 KB · Просмотры: 51
  • 45.webp
    45.webp
    56.9 KB · Просмотры: 57
Вычленяем из рамок половинки фюзеляжа вертолета, зачищаем от облоя и литников и производим пробную сборку (на клеевую ленту) собранной ранее кабины с фюзеляжем.
 

Вложения

  • 48.webp
    48.webp
    62.8 KB · Просмотры: 56
  • 46.webp
    46.webp
    60.6 KB · Просмотры: 45
  • 47.webp
    47.webp
    69.6 KB · Просмотры: 64
Затем приступаем к сборке хвостового оперения вертолета.
(Поскольку на всех деталях необходимо убирать облой, то я об этом больше писать не буду.)
Хвостовое оперение вертолета состоит из следующих деталей: стабилизатора и двух концевых шайб, которые мы и соединяем с помощью клея.
 

Вложения

  • 49.webp
    49.webp
    79.2 KB · Просмотры: 52
  • 50.webp
    50.webp
    43.6 KB · Просмотры: 84
Перед сборкой фюзеляжа закрашиваем внутреннюю поверхность корпуса в базовый цвет и раскрашиваем интерьер кабины.
 

Вложения

  • 50.webp
    50.webp
    43 KB · Просмотры: 70
  • 51.webp
    51.webp
    55.6 KB · Просмотры: 62
  • 52.webp
    52.webp
    46.2 KB · Просмотры: 87
  • 53.webp
    53.webp
    35.7 KB · Просмотры: 89
Вставляем раскрашенные кабины в половинки корпусов и склеиваем фюзеляжи сразу нескольких модификаций вертолета Ка-15/15М. Устанавливаем на сборки хвостовое оперение, на вертолет санитарной авиации клеим гондолы для перевозки больных.
 

Вложения

  • 54.webp
    54.webp
    20.6 KB · Просмотры: 67
  • 55.webp
    55.webp
    25.1 KB · Просмотры: 42
  • 56.webp
    56.webp
    24.2 KB · Просмотры: 43
Один их склеенных фюзеляжей Ка-15М устанавливаем на баллонеты и комплектуем несущими винтами, собранными ранее.
 

Вложения

  • 58.webp
    58.webp
    22.8 KB · Просмотры: 142
  • 59.webp
    59.webp
    24 KB · Просмотры: 154
  • 57.webp
    57.webp
    23 KB · Просмотры: 124
Группа фюзеляжей Ка-15 и Ка-15М установлена на шасси, малярным скотчем закрыты окна кабины, модели подготовлены к грунтованию.
 

Вложения

  • 60.webp
    60.webp
    37.5 KB · Просмотры: 160
  • 61.webp
    61.webp
    33.2 KB · Просмотры: 104
  • 62.webp
    62.webp
    36.2 KB · Просмотры: 97
  • 63.webp
    63.webp
    52 KB · Просмотры: 139
Первым на покраску вышел Ка-15М с гидролокационной станцией на баллонетах. Произведена задувка модели белым грунтом "Тамия", затем покраска нижней части фюзеляжа в белый цвет. После высыхания краски при помощи малярного скотча произведено разделение цветов и модель задута в базовый оранжевый цвет.
 

Вложения

  • 64.webp
    64.webp
    34.2 KB · Просмотры: 48
  • 65.webp
    65.webp
    21.5 KB · Просмотры: 48
  • 66.webp
    66.webp
    34.2 KB · Просмотры: 50
Для придания реалистичности на барабан лебедки гидроаккустической станции намотана нитка-люрикс и произведена окраска барабана в оранжевый цвет.
 

Вложения

  • 70.webp
    70.webp
    26.6 KB · Просмотры: 55
  • 69.webp
    69.webp
    49.6 KB · Просмотры: 70
  • 67.webp
    67.webp
    30.7 KB · Просмотры: 68
  • 68.webp
    68.webp
    61.8 KB · Просмотры: 50
С фюзеляжа снята маска, кистью произведена окраска элементов экстерьера и баллонетов, а также на корпус нанесены декали. На фюзеляже закреплен буй гидроаккустической станции, трос с барабана лебедки соединен с буем.
 

Вложения

  • 71.webp
    71.webp
    32 KB · Просмотры: 56
  • 72.webp
    72.webp
    48.2 KB · Просмотры: 42
  • 73.webp
    73.webp
    32.7 KB · Просмотры: 48
  • 74.webp
    74.webp
    28 KB · Просмотры: 38
  • 75.webp
    75.webp
    30.8 KB · Просмотры: 57
  • 76.webp
    76.webp
    26.9 KB · Просмотры: 39
  • 77.webp
    77.webp
    22.9 KB · Просмотры: 42
Покрашены винты и установлены на модель.
 

Вложения

  • 81.webp
    81.webp
    15.8 KB · Просмотры: 151
  • 87.webp
    87.webp
    17.6 KB · Просмотры: 127
  • 86.webp
    86.webp
    22.6 KB · Просмотры: 117
  • 85.webp
    85.webp
    19.8 KB · Просмотры: 153
  • 84.webp
    84.webp
    17.4 KB · Просмотры: 154
  • 83.webp
    83.webp
    16.5 KB · Просмотры: 156
  • 82.webp
    82.webp
    19 KB · Просмотры: 160
  • 80.webp
    80.webp
    17.2 KB · Просмотры: 164
  • 79.webp
    79.webp
    19.8 KB · Просмотры: 138
  • 78.webp
    78.webp
    17.6 KB · Просмотры: 148
И еще немного фото модели с другого ракурса.
 

Вложения

  • 88.webp
    88.webp
    25.5 KB · Просмотры: 118
  • 89.webp
    89.webp
    28.3 KB · Просмотры: 120
  • 90.webp
    90.webp
    25.4 KB · Просмотры: 87
  • 91.webp
    91.webp
    25.4 KB · Просмотры: 105
  • 92.webp
    92.webp
    25.7 KB · Просмотры: 91
  • 93.webp
    93.webp
    26.6 KB · Просмотры: 101
Назад
Сверху