• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Что есть ламповый звук?

George Smith

<< Эксперт >>
Регистрация
27 Ноя 2010
Сообщения
28,167
Реакции
681
Баллы
0
Что есть ламповый звук?

Секреты лампового звука

На заре развития транзисторной техники объяснение тому, что лампа звучит лучше, было простое - полупроводниковые приборы были тогда еще небезупречны. Но шло время, транзисторы совершенствовались, и прежнее объяснение феномена лампового звука вызывало все больше вопросов. В самом деле, коэффициент нелинейных искаженийу современных моделей высококачественных транзисторных усилителей составляет 0,01 - 0,001%. А у лампового усилителя по самому принципу его действия нелинейные искажения составляют более 0,5%. Конструкция большинства ламповых усилителей устроена таким образом, что сигнал на акустическую систему подается через выходной трансформатор. Это ухудшает воспроизведение глубоких басов. Ламповому усилителю с трудом дается воспроизведение динамичных моментов в музыкальных произведениях. Тем не менее звучание ламповой аппаратуры субъективно воспринимается как более приятное по сравнению с транзисторной. На первый взгляд это парадокс - пользователь субъективно оценивает более высоко устройство, у которого технические характеристики хуже. Но существует и четкое научное объяснение этому феномену. Да, современный транзистор вносит меньше искажений в сигнал, чем радиолампа. Но это искажения различного типа, и то, как изменяет сигнал радиолампа, более терпимо воспринимается человеческим слухом. Радиолампа при усилении добавляет в сигнал четные гармоники. Субъективно слух воспринимает звучание, в котором есть четные гармоники, как более теплое. В том, что такие гармоники неизбежно добавляются при усилении, естественно в разумных пределах, есть даже польза, потому что звучание становится более приятным для слуха. Кроме того, ламповый усилитель добавляет от себя главным образом гармоники низкого порядка (в основном 2 и 4), которые вызывают у слушателя меньше раздражения, чем гармоники высокого порядка. Для транзистора характерно добавление в сигнал в основном нечетных гармоник.

Наш слух воспринимает звук, обогащенный нечетными гармониками, как более резкий. К тому же транзисторы дают гармоники высокого порядка (7 и даже выше), которые раздражают слух. Таким образом, приятное звучание лампового усилителя создается во многом за счет «приправы» в виде дополнительных четных гармоник. Возможно, дополнительные четные гармоники даже частично маскируют нечетные, которые могут возникнуть, например, в результате погрешностей при цифроаналоговом преобразовании сигнала с CD. Еще одним фактором, определяющим разницу между звучанием ламповой и транзисторной аппаратуры, является ограничение сигнала. Для транзисторного усилителя характерно жесткое ограничение. В результате «выбросы» громкости, которых много именно в сигнале с CD, сопровождаются хорошо слышимыми щелчками. В ламповом усилителе мягкое ограничение, которое не так заметно.

Имитация «Лампового» звука

Возникает вопрос: если особенности «лампового» звука сводятся к добавлению новых компонентов в сигнал, неужели нельзя это как-то имитировать современными средствами? Действительно, это возможно. В некоторых профессиональных транзисторных усилителях для электрогитары имеются специальные цепи, имитирующие искажения, характерные для радиоламп. Для популярной компьютерной программы для воспроизведения музыки WinAmp используются плагины, обогащающие сигнал четными гармониками. Но применение компьютерной обработки сигнала или же специальных цепей на транзисторах дает пока более скромные результаты, чем прохождение сигнала через ламповый усилитель. Дело в том, что после обработки в цифровой форме сигнал поступает на цифроаналоговый преобразователь, который вносит потом свои искажения. Что касается цепей на транзисторах, то они могут обогащать сигнал четными гармониками, но при этом все равно добавят еще и нечетные. А ламповый усилитель доводит сигнал до нужной кондиции без «побочных эффектов».
 
Конструкция большинства ламповых усилителей устроена таким образом, что сигнал на акустическую систему подается через выходной трансформатор. Это ухудшает воспроизведение глубоких басов.
Смотрю схему ГНЧ Г3-33 и вижу в нем аж два выходных трансформатора. Однако, полосу от 20 герц до 200 килогерц он осиливает без особого труда. Транзисторные Макинтоши с согласующими трансформаторами тоже имеют место быть.
 
Смотрю схему ГНЧ Г3-33 и вижу в нем аж два выходных трансформатора. Однако, полосу от 20 герц до 200 килогерц он осиливает без особого труда. Транзисторные Макинтоши с согласующими трансформаторами тоже имеют место быть.
А никто и не оспаривает, роль полупроводников, и очень хорошо работают. Но что касается звука, я бы полупроводникам доверил-бы только выпрямление переменного тока и все ... :)
 
Но что касается звука, я бы полупроводникам доверил-бы только выпрямление переменного тока и все
Это индивидуальное, сугубо личное, мнение определённого круга лиц. И довольно спорное .

Как говориться - " на вкус и цвет..." далее и так понятно.
 
И вот тут, мы приходим к столкновению двух концепций в воспроизведении звука - КРАСИВО или ВЕРНО?
 
Это индивидуальное, сугубо личное, мнение определённого круга лиц. И довольно спорное .
Все правильно, поговорка немного не дотянула ... :)
"На вкус, цвет и слух ... ", я бы еще добавил и запах ... :)))
 
Не имею ничего против лампы, но должен признать, что ностальгируют по ней чаще люди моего поколения и старше... Да, это возвращение туда, где солнце было ярче, трава зеленее, девушки добрее. Поколению Пепси глубоко пох, что там внутри гаджетов, там два критерия: для дома - поменьше, полегче, покомпактней, десять в одном, для авто - погромче, пониже, помощнее...
И лампе, с ее ТТХ , в новых реалиях с новой "музыкой", места нет.
 
Эгегей-ейей и Огогого-го!
Ну что тут можно сказать.....
Только то, что :
-" делай и слушай, находя своё".
------

Андреич, не могу быть непредвзятым, в конкурсе сравнений усилителя и акустики.

Разные вещи.
Особенно когда акустика выставляется без расчётов, а усилок чётко расчитанный.
Я "за" творчество небезграмотное.
 
Действительно спорно. Но, более приятно было спорить давно. И ваще- спорить глупо, бесполезно, и нервотрёпошно. Ну зачем?
 
Приношу извинения за то. что вышеописанное не соответствует теме.
-----
Что есть ламповый звук?
Для меня, не великого электронщика, это есть возможность делать своими руками то , что хочется слушать своими ушами.
 
В названии темы поставлен знак вопроса не просто так. Хочется узнать мнение и других участников сего процесса ... :)))
 
Не один уважающий себя музыкант, нормальный разумеется, не будет работать через транзистор, это удел Пепси-фанерной-попсы ... :)))
 
Для меня как гитариста всё просто . Ламповый звук- он настоящий, живой , с душой . После того как у меня появился ламповый гитарный усилитель , я навсегда забыл про каменные усилители в гитарном звуке. Ламповый звук точно реагирует на атаку динамикой - при слабой атаке меньше гейна, при сильной- больше. В транзисторных усилителях такого нет- динамика почти одинаковая при разной атаке .
 
коэффициент нелинейных искажений у современных моделей высококачественных транзисторных усилителей составляет 0,01 - 0,001%
а человек способен воспринять такой уровень третьей гармоники на фоне основного тона? да еще и чтоб он раздражал слух?
я не буду спорить что кому-то нравятся четные гармоники, но то, что "транзисторный" звук хорошего усилителя не нравится из-за гармоник вызывает сомнение. Скорее просто меньшая скорость нарастания лампового звука более приятна уху.(поправьте меня если я не прав)
 
а человек способен воспринять такой уровень третьей гармоники на фоне основного тона? да еще и чтоб он раздражал слух?
Ну если слон не наступил, то способен ... :)
Скорее просто меньшая скорость нарастания лампового звука более приятна уху.
Вот и я про это говорил уже, инерционность ламп ... :)
 
Для меня как гитариста всё просто
Есть профессиональные пристрастия и каноны, гитара и лампач- один из них.
Гилмор, Блэкмор, Пейдж, Сантана... До них бы дотянуться и быть чуть-чуть похожим...
Но электронщику, спид-металлисту, хип-хопперу вальяжная, теплая лампа?
 
Но электронщику, спид-металлисту, хип-хопперу вальяжная, теплая лампа?
СкОлько уже говОрено на эту тему на разных ресурсах, а тема не умирает однако.
Интересно что будет ещё лет через 100. А то тут уже на диодах усиление придумывают...
 
Мы забываем, пожалуй, самую главную движущую силу всего этого шараханья туда- сюда -МАРКЕТИНГ! Вот кто создает моду, диктует вкусы, рубит бабло!
Сидели мы в 60х, слухали лампачи на шириках, крутили винил, пили портвейн- и было все до "лампочки". Сколько срок службы этого добра? Практика показала, что 30-40, а то и больше лет! Отец сыну колонки отдаст слушать, а тот внуку...
На чем рубить бабло производителю? Правильно- нью технологии, под соусом "быстрее-выше-сильнее".
Повыбрасывали вертушки, винил, лампу, пленку... Камень, cd, цифра...
По тридцать лет впаривать нам инновации, а воз оказывается и ныне там?
Сам Моисей позавидовал бы такому разводилову!
Но ушлый производитель уже видит, что загоняет себя в угол. Копеечный смартфон с бесплатным контентом из сети заменяет стойку из аппаратуры на тысячи баксов! Да и "тугоухий" потребитель прочухивает потихоньку, что с 5.1 и картонными "дрищами" его как то поимели...
Следовательно, надо готовить новый-старый виток гонки вооружений!
И это уже видно - винил, пусть и новодельный, сказки про лампу- ну, для настоящих пацанов, привычные настоящие трехполосные колонки...
Самодельщиков, типа Вячеслава(laic, без обид) производитель ненавидит! Что с него поимеешь? Насобирает все выкинутое за копейки, сделает лампач, колонки на ЛОМО... и вот они, 60-е! Портвейн, рок-н-ролл и все до "лампочки!
 
Назад
Сверху