• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о проекте, чтобы узнать больше. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Регулирование оборотов канального вентилятора

  • Автор темы Автор темы Edgar23
  • Дата начала Дата начала

Edgar23

Ученик
Супер модератор
Почётный участник
Регистрация
12 Янв 2011
Сообщения
2,024
Реакции
75
Баллы
0
Регулирование оборотов канального вентилятора

Доброго дня, задался вопросом по поводу вытяжки в санузле.
Есть канальный вентилятор среднего качества, шумит он при работе на 40 дб. Однако есть желание понизить уровень шума, до уровня ночной тишины:), за счет снижения оборотов.
Зачем это нужно?
В санузле сыровато, хочу устроить там круглосуточный "сквозняк", уровень шума которого не превысит фоновый в минимальном значении, т.е ночью.
В идеале: у меня около двери в санузел два выключателя света и вытяжки, "положение вкл" вентилятора - работает штатно (на 40дб), "положение выкл" - снижение оборотов (до фонового уровня звука). Распред коробка находится в удобном месте, т.е до выключателя можно что-нибудь замутить.
Требования к методам: доступно, дешево, компактно, без сноса стен.
Если нельзя это сделать с данным вентилятором, то что посоветуете?
 
Боюсь что там применен асинхронный двигатель с конденсаторным сдвигом фазы, а это значить изменить обороты "простой" схемой вряд ли получится, нужен преобразователь частоты - частотный регулятор - а это по цене наверное дороже чем сам вентилятор.

Сразу скажу - всякие теристорно-семисторные схемы регулировки мощности - работать не будут, при условии что там асинхронник, а что там еще может быть, не думаю что туда поставят ДПТ.

зы: Хотя - нам ведь регулировать не надо, а только уменьшить дискретно частоту - допустим в два раза, в принципе можно поискать недорогой делитель частоты на 220 вольт, или схемку соответствующую.
 
Последнее редактирование:
Ну вот что то похожее нашел, может поможет поискам в нужном направлении,
не рекламы ради а справедливости для :) Данный регулятор работает за счет "Съедания" полупериодов, т.е. это не совсем частотный преобразователь, но для регулировки асинхронника в меньшую сторону должен сгодиться

1_RET01_8.webp

2_RET01_8.webp

Регулятор мощности переменного тока с малым уровнем помех с наборами NM1041 и NM1042

ЗЫ: Только перед тем как бросаться во "все тяжкие" выясните точно какой там двигатель у вас в канальном вентиляторе стоит, а то я сейчас вам тут насоветую, а окажется что у вас там стоит коллекторник постоянного тока ...
 
"положение вкл" вентилятора - работает штатно (на 40дб), "положение выкл" - снижение оборотов (до фонового уровня звука).
параллельно выключателю поставьте конденсатор 0.25 - 2.0 мкф на 400в(емкость подобрать экспериментально под конкретный двигатель), все свои вентиляторы дорабатываю таким образом для малых оборотов - дешево и сердито
 
В подобных вентиляторах стоят однофазные асинхронники без всяких заморочек, так что вопрос регулирования оборотов решается простым включением последовательно с ним и параллельно выключателю (как сказано в предыдущем посте) балластного резистора. Он может быть активным (лампа накаливания, проволочный резистор или их набор) или реактивным ( конденсатор, как уже говорилось, или дроссель, подойдёт от ЛДС(от одного до трёх штук, включённых параллельно межу собой).
Кстати дросселем с отводами регулировались обороты на аналогичных советских вентиляторах
 
ЗЫ: Только перед тем как бросаться во "все тяжкие" выясните точно какой там двигатель у вас в канальном вентиляторе стоит, а то я сейчас вам тут насоветую, а окажется что у вас там стоит коллекторник постоянного тока ...
все правильно советуете, переменка там обычная, но дорого и накладно у меня в городе.
параллельно выключателю поставьте конденсатор 0.25 - 2.0 мкф на 400в(емкость подобрать экспериментально под конкретный двигатель), все свои вентиляторы дорабатываю таким образом для малых оборотов - дешево и сердито
я так понял прямо в выключателе кондер расположить нужно/можно- компактный вариант получается. Попробуем в среду раздобыть кондер.
включением последовательно с ним и параллельно выключателю (как сказано в предыдущем посте) балластного резистора. Он может быть активным (лампа накаливания, проволочный резистор или их набор) или реактивным ( конденсатор, как уже говорилось, или дроссель, подойдёт от ЛДС(от одного до трёх штук, включённых параллельно межу собой).
я думаю пока попробую с одним конд-ром, далее погляжу как попрет :) навык ломать что-то зашкаливает, с созиданием поэтому стараюсь аккуратнее.
 
прямо в выключателе кондер расположить
ну в выключателе вряд ли поместится(смотря какой по габаритам), а вот в распред коробке или возле нее прицепить можно
 
Итак, повозился я с конденсаторами, вышло вот что:
2,2 мf 400v это оказался единственный конденсатор по близости, подключил все три паралельно включателю и на выходе получил только жужание от мотора и высокую температуру конденсаторов, долго не стал экспериментировать дабы не подорвать.
был как-то в одном магазине и прикупил платку для регулировки оборотов, цена её приравнивалась к стоимости самого вентилятора в хорошее время... 380 р. Штучка интересная, простая по исполнению и небольшая по габаритам - сразу видно что я переплатил раза в три:)
начал тестировать вентилятор, выяснил:
продукт фирмы Домовент по исполнению оказалась отвратительная штука - сам вентилятор(пластмассовый) не от центрован, форма восьмеркой; мотор без вентилятора тарахтит потому что вал тоже не от центрован. Разобрал его потыкал отверткой, протер от металлической стружки, что там была, тарахтение вроде как пропало. Теперь думаю что делать с пропеллером, хотя я добился своего за счет центровки вала и снижения оборотов, шума действительно стало меньше, а вот форма пропеллера меня бесит, ведь может же тише.
И еще заметил что двигатель в штатном режиме сильно греется - я так понял это нормально для таких электро моторов.
 
2,2 мf 400v это оказался единственный конденсатор по близости, подключил все три паралельно включателю
это как понимать? вы бы показали фотографию чего вы там наподключали
 
2,2 мf 400v
параллельно выключателю поставьте конденсатор 0.25 - 2.0 мкф на 400в
вот так и сделал, опробовал 1 и 3, как советовалось в другом сообщении. При выключении ток подавался посредственно через кондер + провод ... затем попробовал без провода :) ожидал подрыва кондера, однако все закончилось разогревом кондера, подключал во всех случаях на 5-10 секунд.
У вас, я так понял вентиляторы компьютерные верно?
 
ожидал подрыва кондера, однако все закончилось разогревом кондера, подключал во всех случаях на 5-10 секунд.
о каком разогреве вы говорите? вы случайно не электролиты подключали?
вы бы показали фотографию чего вы там наподключали
вентиляторы обычные китайские трехскоростные и не только
 
Таки фото, расплывчатые, но хоть что-то:
первые три фотки это купленное мною устройство

далее мутная фотка кондера что в наличии (штангенциркуль 10мм), на второй похожий, однако маркировка другая
(овальный рисунок)RD
400v
2,2mF
105 C
на обратной стороне
DOE
вот он и греется сильно
а еще вентилятор урчит и ели ели двигается 1 оборот в сек.
 

Вложения

  • Фото0019.webp
    Фото0019.webp
    28.8 KB · Просмотры: 87
  • Фото0023.webp
    Фото0023.webp
    40.4 KB · Просмотры: 78
  • Фото0021.webp
    Фото0021.webp
    36 KB · Просмотры: 84
  • Фото0026.webp
    Фото0026.webp
    13.9 KB · Просмотры: 66
  • Кондер.webp
    Кондер.webp
    4.3 KB · Просмотры: 64
Последнее редактирование:
Ну кто так строит (с) х/ф "Чародеи" :)
Кто так снимает :) Димер (на первых фотках), как я вроде уже говорил, не будет нормально работать с асинхронным двигателем, можно последовательно включить конденсатор, но не тот что у вас на фото (не электролитический - как он у вас вообще не взорвался), а надо простой (керамический) , где нибудь 0.1-0.5 uF И ОБЯЗАТЕЛЬНО на напряжение не меньше 250 в (а лучше 400в), уменьшите скорость за счет уменьшения момента двигателя (и увеличения скольжения) ...
 
было бы не удивительно если бы они у вас не грелись и еще хорошо, что не взорвались
Я понял что это только на плату годится, не на 220, просто в ближайшем продавец предложил только его, да и сообщил что у них больше никаких и не бывает, взял для эксперементу.
конденсаторы должны быть МБГО, МБГП, МБГЧ и им подобные не электролиты
теперь хоть есть что спросить:) продолжу подбирать, а плату пока приберегу.
как я вроде уже говорил, не будет нормально работать с асинхронным двигателем
Вы правы, диммер не будет, я купил его (использую потом в спальне для освещения) и опробовал, там буквально немного поворачиваешь и сразу вентилятор на максимальных оборотах работает.
НО данная плата регулирует обороты так как ожидалось, с небольшим незначительным приколом, в общем все норм.

Урчание и нагрев электро двигателя это признак некачественной сборки?
 
Итак, купил я конденсаторы. Ожидание оправдало себя, первый же из испытуемых кондесаторов дал необходимый результат: вентилятор снизил обороты, уровень шума фоновый, тяга есть. Маркировка конденсатора 684к400v.
Однако вопрос остался открытым: металлические элементы электромотора вентилятора сильно греются, с этим нельзя ничего сделать или об этом не стоит беспокоится?
 
Последнее редактирование:
граждане подскажите:
металлические элементы электромотора вентилятора сильно греются, с этим нельзя ничего сделать или об этом не стоит беспокоится?
имеется ввиду маленький электро мотор. Температура 70-80 г.Ц., как хорошая отопительная батарея.
 
а без конденсатора что двигатель не греется?
 
Без конденсатора он греется. С конденсатором ровно та же история, однако сам конденсатор комнатной температуры.
У меня цель была: устроить круглосуточный "сквозняк", т.е включить и не выключать, что как мне кажется невозможно при таком нагреве. Можете развеять сомнения или посоветовать чего?
 
Назад
Сверху