• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Ремонт штатного реобаса Zalman Z9+

  • Автор темы Автор темы Aleas
  • Дата начала Дата начала

Aleas

Ученик
Регистрация
24 Июл 2011
Сообщения
11
Реакции
0
Баллы
0
Ремонт штатного реобаса Zalman Z9+

Корпус Zalman Z9+.
При включении вентиляторов через встроенный реобас они вращаются медленно. Поток воздуха очень слабый. Замерял напряжение: если вентиляторы не подключены, то 11,95В. Но если подключить хотя бы один вентилятор, то напряжение падает до 3,7В. Регулятор оборотов конечно на максимуме. Если регулятор выкрутить на минимум, то напряжение падает до 1,1В и вентиляторы останавливаются.

На другом таком же реобасе замерили напряжения:
min - 4.40 В
max - 11.58 В

Похоже что-то неисправно в схеме моего реобаса.
Если кто ремонтировал такие вещи, подскажите пожалуйста.

Реобас собран на чипе NE555 (TS555CD (NE555, HCMOS) SO8, Часы реального времени, таймеры / Чип и Дип)
На плате также есть диоды SS34, сильногреющийся транзистор D2143.
 

Вложения

  • z9.webp
    z9.webp
    53.5 KB · Просмотры: 1,509
Попробуй подключи напрямую, без реобаса.
 
Попробуй подключи напрямую, без реобаса ? ... :)

Сейчас в жару так и включено - напрямую. 1300 оборотов и шумят. Но хотелось бы разобраться в проблеме и уменьшать обороты (и шум) когда это понадобится.
 
А схему можно выложить?
 
Не проще ли заново сделать, на 2-х транзисторах?
 
Не проще ли заново сделать, на 2-х транзисторах ? ... :)

Хочется восстановить эту схемку.
Может поможет замена транзистора или диодов?

Задающия ширину импульсов чип NE555 вроде бы работает нормально: напряжение плавно регулируется от 1,1 до 3,7В. Неисправность где-то в силовой цепи транзистора D2143 (найти бы его аналог).
 
Чё за транзистор, я такого даже не помню, не встречал.
 
Срисовуй схему (черный лак не проблема)!
Проблема скорее всего в транзисторах.
 
Я думаю его можно заменить на КТ972, будет работать. Только Э-Б
наоборот в цоколевке, запаять надо повернув наоборот ... :)
 
Срисовуй схему (черный лак не проблема)!
Проблема скорее всего в транзисторах.

Выкладываю схемку.
С транзистором (микросборкой) Q2 неуверен в схеме включения Э-К-Б.
Скорее всего беда где-то в диодах-Шотки D3-D4.
 

Вложения

  • reobas Z9.webp
    reobas Z9.webp
    12.5 KB · Просмотры: 1,754
Сорри, ошибся с маркировкой Q2.
Обновил схемку. Теперь транзисторы включены по классической схеме "ключ".
 

Вложения

  • reobas Z9.webp
    reobas Z9.webp
    12.5 KB · Просмотры: 1,442
И чё тут непонятного в этой схеме? Обыкновенная дискретная схема управления
скоростью двигателя постоянного тока. На 555 регулируемый генератор импульсов.
Далее через инвертор Q1 управляется силовой транзистор Q2. Q1 можно заменить
на КТ3102, а Q2 на КТ972. Единственное цепочки диодов Шотки на выходе, это
для сглаживания импульсов, без них импульсы углами будут стучать в движке
(на звук). Может выйти один диод из строя и поэтому не хватает напруги. Q1
можно просто прозвонить, а Q2 попробовать поменять. Такие схемы обеспечивают
сохранение мощности на валу с уменьшением скорости вращения ... :)
 
И чё тут непонятного в этой схеме? Обыкновенная дискретная схема управления
скоростью двигателя постоянного тока. На 555 регулируемый генератор импульсов.
Далее через инвертор Q1 управляется силовой транзистор Q2. Q1 можно заменить
на КТ3102, а Q2 на КТ972. Единственное цепочки диодов Шотки на выходе, это
для сглаживания импульсов, без них импульсы углами будут стучать в движке
(на звук). Может выйти один диод из строя и поэтому не хватает напруги. Q1
можно просто прозвонить, а Q2 попробовать поменять. Такие схемы обеспечивают
сохранение мощности на валу с уменьшением скорости вращения ... :)

А как прозвонить Q1?

Есть лиотечественные аналоги диодов шотки ss34?
 
Коллектор-Змиттер ни как не должны звониться. Относительно Базы,
в одну сторону звонится и Коллектор и Эмиттер, в другую сторону
не звонится ни Коллектор, ни Эмиттер, выпаяй только ... :)
 
Коллектор-Змиттер ни как не должны звониться. Относительно Базы, в одну сторону звонится и Коллектор и Эмиттер, в другую сторону не звонится ни Коллектор, ни Эмиттер, выпаяй только ... :)

Что-то опасаюсь я выпаивать такую мелочь - вдруг оно рабочее, а пока выпаяю - сожгу...
Q2 вроде бы полевой транзистор, а КТ972 - биполярный, все ли правильно?
Может дело в NE555? Хотелось бы разобраться в схеме генератора "пилы".
 

Вложения

  • reoZ9.webp
    reoZ9.webp
    11.2 KB · Просмотры: 1,926
Q2 вроде бы полевой транзистор
А я для кого писал: http://www.tehnari.ru/f118/t54928/#post557732
Такой же составной, как и 972. плюс ещё по паре встроенных защитных диодов и стабилитронов.
Хотелось бы разобраться в схеме генератора "пилы"
А эт и не генератор "пилы". Это - ШИМ модулятор. 555-ая выдаёт прямоугольные импульсы, скважность которых (временное отношение между высоким уровнем и низким) регулируется переменным резистором. А дальше эти импульсы поступают на ключ Q1-Q2, а с них на мотор. Вот и всё...
 
Последнее редактирование:
А я для кого писал: http://www.tehnari.ru/f118/t54928/#post557732
Такой же составной, как и 972. плюс ещё по паре встроенных защитных диодов и стабилитронов.

А эт и не генератор "пилы". Это - ШИМ модулятор. 555-ая выдаёт прямоугольные импульсы, скважность которых (временное отношение между высоким уровнем и низким) регулируется переменным резистором. А дальше эти импульсы поступают на ключ Q1-Q2, а с них на мотор. Вот и всё...

Значит D2143 все-таки биполярный. Просто в приведенной вами схеме распиновка указана Gate-Drain_Source (т.е. затвор-сток-исток), что наводит на мысли о полевом транзисторе. Да и корпус транзистора очень похож на полевые. Вот я и засомневался.

Я предполагаю, что импульсы с ШИМ-модулятора не такие как должны быть. Т.е. отношение длительности сигнала высокого уровня к длительности сигнала низкого уровня слишком мала (при макс. положении регулятора оборотов). Соответственно, вентилятор "подталкивается" импульсами меньшее время, чем положено, и скорость вращения снижается.

Хотелось бы узнать назначение диодов D1-D2 в задающей цепи модулятора. Может ли их выход из строя снижать скорость вращения вентилятора?
 
Просто в приведенной вами схеме распиновка указана Gate-Drain_Source
Я такой схемы не приводил. В приведённом мной datasheet указаны BCE (база,эмиттер, коллектор).
Этот транзистор - самое слабое место в этой схеме, я бы начал копать с него.
 
Назад
Сверху