• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о проекте, чтобы узнать больше. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Шим регулирование ДПТ

Собссно, я к простой мысли веду - как вы намереваетесь поддерживать те же 300кПа в центробежном насосе - и без изменения геометрии крыльчатки/протоков/сечений? Пропорциональным уменьшением оборотов ротора (для достижения изменения объема жидкости в 60 раз) это вряд ли возможно в принципе. Ну, получите замечательную мешалку для топлива - и все, давления-то не будет... И никакой чуткой автоматикой с минимальным гистерезисом на такие разницы величин подвинуться не удастся.

Не хочу показаться скептиком, но здесь скорее всего потребуется насос другого типа (мембранный, диафрагменный, переменного объема), либо существенный пересчет и переделка геометрии ротора и корпуса.

Я, честно говоря, тоже сомневаюсь в такой схеме. Но как мне говорят те, кто предложил этот способ, что как только давление начнёт падать, будут увеличивать напряжение (частоту), как только начнёт повышаться давление, тут же начнут снижать напряжение (частоту). Вопрос и возник по поводу этих неустановившихся режимов. Ведь когда начнут понижать напряжение, момент со стороны давления топлива будет больше момента на валу двигателя. И что, двигатель остановится. Потом его опять разгонять.
 

Вложения

  • im15-d4.webp
    im15-d4.webp
    16.2 KB · Просмотры: 112
говорят те, кто предложил этот способ
Сам я, конечно, изрядно прогулял гидродинамику в ВУЗе...Однако до этих джентльменов мне явно далеко :)

Простой пример (для наглядности): 1) один центробежный насос, 2)два асинхронных двигателя одинаковой мощности и КПД (условно), но с разными оборотами (допустим, 2850 и 1350 оборотов в минуту) и 3) открытый контур. В случае подключения к насосу двигателя получаем высоту столба жидкости ХХ метров. Изменится ли высота столба при подключении другого двигателя?

*еще раз повторюсь - даже игнорируя варварский старт-стоповый (по сути) режим работы ДПТ в таком случае, даже наплевав на гидроудар, даже пренебрегая эластичностью соединений в магистрали, даже добившись минимального гистерезиса всей системы и поставив очень чуткий датчик давления - ....ну не во столько раз определенно. Или другой ротор, или - логичнее - переменный объем (мембрана на малых оборотах прекрасно себя чувствует). Для уменьшения пульсаций - добавить гидроаккумулятор.
 
варварский старт-стоповый (по сути) режим работы ДПТ в таком случае
Ну собственно подобное резюме меня устраивает. Меня всё это и интересовало с точки зрения электрики.
 
Отлично :)

Джентльменам же посоветуйте освежить в памяти термины "центробежная сила" и второй закон Ньютона:

cc63871285a482fa90a441ca90338581.webp
*через оное следует, что нужно не скорость (обороты) уменьшать, а объем жидкости между лопатками роторного колеса. Тогда и давление сохранится...

Впрочем, решение этой задачи Вы уже нашли сами, как ни странно :)
*на той же страничке, откуда привели иллюстрацию центробежных насосов был еще один - шестеренчатого типа (т.е. переменного объема). Вот этот вполне может работать в широком диапазоне оборотов при сохранении требуемого давления. И управлять им через скважность импульсов ДПТ - вполне логично.
 
Есть интересный способ автоматического регулирования, ПИД-регулирование. Я не слишком вникал в него, не было необходимости. Но знаю, он позволяет значительно уменьшить автоколебательные процессы в петле автоматического регулирования, несмотря на инерционность всей системы в целом. Только по поводу ПИД-регулирования нужно к математикам и программистам обращаться, электроника там дело десятое.
 
Я не слишком вникал в него, не было необходимости.
То же самое, знаком весьма поверхностно. Но насколько в курсе, алгоритмы ПИД эффективны в диапазоне менее 1 порядка (в 2-5 раз условно), а здесь было озвучено требование фактически порядком выше (условно - в 60 раз).
 
на той же страничке, откуда привели иллюстрацию центробежных насосов был еще один - шестеренчатого типа ... И управлять им через скважность импульсов ДПТ - вполне логично.
А вот с этим не понял. В этом случае же всё равно при маленькой частоте вращения (напряжения) будет маленький момент на якоре, соответственно, надо будет подавать большее напряжение для увеличения тока и, как следствие, разгонять двигатель, а потом опять снижать частоту вращения. Нет? Не получится тот же старт-стоповый режим?
 
Но насколько в курсе, алгоритмы ПИД эффективны в диапазоне менее 1 порядка
Значит в топку.

Я тут подумал, и возможно глупость придумал, но все же... Если расход слишком большой, а других насосов нет, может сделать как-то так, чтобы большая часть перекачанного возвращалась туда, откуда была выкачана? А меньшая часть попадала туда, куда должна быть закачана. Тройники какие-нибудь, с дросселями. Если только оно хоть как-то оправдано экономически не связано с большим объемом работ.
 
Если расход слишком большой, а других насосов нет, может сделать как-то так, чтобы большая часть перекачанного возвращалась туда, откуда была выкачана? А меньшая часть попадала туда, куда должна быть закачана. Если только оно хоть как-то оправдано экономически не связано с большим объемом работ.
Это классика. Везде в основном так. Но эту замороченную схему предложили для экономии энергии.
 
Последнее редактирование:
В этом случае же всё равно при маленькой частоте вращения (напряжения) будет маленький момент на якоре,
А речь и не идет обязательно о применении именно этого двигателя - можно задействовать более низкооборотный. Да хоть шаговый или бесколлекторный (BLDC). Ну и применение редуктора опять же никто не запрещает...

Суть в другом - при уменьшении кол-ва оборотов ротора центробежного насоса давление будет непременно падать. А для насосов переменного объема (шестеренчатый в частности) это как раз не критично.

сделать как-то так, чтобы большая часть перекачанного возвращалась туда, откуда была выкачана?
Ну вообще практически во всех топливных системах автомобилей именно так и реализовано - второй патрубок для перелива излишков обратно в бак :)
 
А речь и не идет обязательно о применении именно этого двигателя - можно задействовать более низкооборотный.
Это понятно. Но речь идёт о возможности использования конкретного высокооборотистого движка, который есть в наличии. Пойду куплю ШИМ контроллер, (они оказываются продаются готовые) движёк и протестирую. Спасибо за ответы.
 
Назад
Сверху