• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о проекте, чтобы узнать больше. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Як-24 - вертолет-кран

Дед Леня

Ученик
Супер модератор
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
5,948
Реакции
654
Баллы
0
Як-24 - вертолет-кран

В предыдущей теме о вертолете Як-24 было упомянуто, что в процессе его эксплуатации и производства изменялась конструкция некоторых узлов машины,его приборного обеспечения, производились изменения внешнего облика вертолета в части применения новых вариантов хвостового оперения, уширения фюзеляжа, изменения диаметра несущих винтов, изменение диаметра колес и т.д. Вот модель одной из таких машин, нашедших свое применение в народном хозяйстве, я и решил изготовить из набора фирмы ANIGRAND.
Летом 1959г. Як-24 ( с бортовым номером 35) привлекали для реставрации Екатерининского дворца в г. Пушкино под Ленинградом. На этой машине были выполнены все доработки, аналогичные Як-24У, кроме расширения фюзеляжа.
(Як-24У (уширенный), переделанный из серийной машины (заводской №2720104, бортовой номер 85) отличался от своего предшественника прежде всего увеличенной на 400мм шириной грузовой кабины. Это сделали для расширения номенклатуры перевозимой военной техники.На этой машине установили несущие винты диаметром 21 м(перекрытие-4,5м). Оперение осталось двухкилевым, однако стабилизатор стал без поперечного V, а его площадь сократили с 9,62кв.м до 4 кв.м, угол установки возрос с 0 градусов до +2градусов. Площадь шайб осталась прежняя, но угды их установки увеличили с +3,5 градусов до +5 градусов. С киля сняли триммер, увеличили объем топливных баков и предусмотрели возможность наружной подвески грузов с помощью обычного бомбового замка Дер-4-48Б, подвешенному к замку балки с вертлюгом.Это позволило перевозить на внешней подвеске 3500кг груза.(Изготовленный Як-24У так и остался в единственном экземпляре )).
Экипаж заводского летчика-испытателя И.С. Григорьева на вертолете (с бортовым номером 35) провели уникальную операцию по монтажу 30 деревянных ферм крыши массой 3500 кг и 18 стальных двухтонных ферм.Это был первый опыт применения вертолета в СССР для монтажа собранных на земле конструкций.В дальнейшем на этой машине проводили опыты по передаче в режиме висения людей и грузов на суда в открытом море.
Рассматривая фото данного вертолета с № 35, я обратил внимание, что на одном из снимков хорошо просматривается днище фюзеляжа и его хвостовая часть не имеет характерного изогнутого окончания, хотя об этом изменении информации я так и не нашел. Везде пишут только о стабилизаторе и шайбах. Но если на фото данное изменение зафиксировано, то будем руководствоваться им.Добавится только объем конверсионной работы, но это даже интереснее. Для начала сделал то же, что и в предыдущей модели- прорезал отсутствующие окна охлаждения носового двигателя, установил в них решетки.
 

Вложения

  • 1.2.webp
    1.2.webp
    77.3 KB · Просмотры: 1,056
  • 1.1.webp
    1.1.webp
    30 KB · Просмотры: 208
  • 1.10.webp
    1.10.webp
    36.5 KB · Просмотры: 192
  • 1.9.webp
    1.9.webp
    27.7 KB · Просмотры: 183
  • 1.8.webp
    1.8.webp
    11.7 KB · Просмотры: 219
  • 1.7.webp
    1.7.webp
    18.8 KB · Просмотры: 258
  • 1.5.webp
    1.5.webp
    59.3 KB · Просмотры: 223
  • 1.4.webp
    1.4.webp
    27.4 KB · Просмотры: 251
  • 1.3.webp
    1.3.webp
    42.7 KB · Просмотры: 525
  • 1.6.webp
    1.6.webp
    17.6 KB · Просмотры: 181
Прикинув последовательность действий по выпрямлению задней части фюзеляжа, приступил к их исполнению. Для начала разметил линии обрезки, затем по линии, перпендикулярной оси фюзеляжа произвел обрезку. На отрезанном конце срезал торец под углом 30 градусов и притер его на шкурнике, тем самым выправив законцовку нижней части фюзеляжа.Чтобы узнать размер вставки, необходимой для заполнения и не выйти из габаритов фюзеляжа, установил на корпус киль и ориентируясь по нему , замерил зазор между корпусом и хвостиком.Пока дело не дошло до склеивания половин фюзеляжа, на обеих половинках произвел прорезку выходных отверстий системы охлаждения заднего двигателя. А дальше все просто- вырезка 3-х мм заготовки, склейка ее с хвостиком, обработка напильником и шкурником и приклейка этого комплекса к левой половинке фюзеляжа. Приложив металлическую линейку к плоскости боковой повехности фюзеляжа, изогнул ее до касания с оконечностью хвостовой части фюзеляжа и определил примерный объем массы эпоксилина для формирования задней части левой половины фюзеляжа. Размяв эпоксилин, нанес его на фюзеляж и опять при помощи линейки сформировал криволинейную поверхность. Когда смесь заполимеризовалась , обработал ее шкурником и вскрыл выходные отверстия системы охлаждения. Впереди работа с наращиванием правой хвостовой части фюзеляжа, а затем работа с выпрямлением киля.
 

Вложения

  • 2.10.webp
    2.10.webp
    25.5 KB · Просмотры: 184
  • 2.9.webp
    2.9.webp
    27.1 KB · Просмотры: 213
  • 2.8.webp
    2.8.webp
    20.7 KB · Просмотры: 183
  • 2.7.webp
    2.7.webp
    52.5 KB · Просмотры: 234
  • 2.6.webp
    2.6.webp
    56.6 KB · Просмотры: 143
  • 2.4.webp
    2.4.webp
    35.1 KB · Просмотры: 149
  • 2.3.webp
    2.3.webp
    20.6 KB · Просмотры: 166
  • 2.2.webp
    2.2.webp
    65.2 KB · Просмотры: 233
  • 2.1.webp
    2.1.webp
    45.5 KB · Просмотры: 219
  • 2.5.webp
    2.5.webp
    13 KB · Просмотры: 129
Леонид, за за Вашими темами слежу с удовольствием, радует основательный подход к матчасти и качество работы. Жду продолжения.:)
 
Прежде , чем заняться выправлением правой части фюзеляжа, необходимо кое-что доделать внутри его. Во-первых, чтобы большие два проема моторного отсека, закрытые решеткой, не светились насквозь, решил вставить туда что-то похожее на поршневой двигатель. Из разных обрезков пластика цилиндрической и параболической формы склеил корпус двигателя. На масштабе не зацикливался, что было под рукой, то и склеил.Короче- я его слепила из того что было... Из литника при помощи лерки изготовил заготовку для головок цилиндров , а потом нарезал цилиндры в размер и приклеил к корпусу двигателя. Колпаки на головки цилиндров изготовил из пупырчатой пластиковой тары для разных пищевых продуктов . Тяги изготовил из скрепок, коллектор -из медной проволоки. И все это для того, чтобы любопытный зритель не сомневался, что у вертолета отсутствует двигатель. Ну и теперь останется только покрасить внутренности фюзеляжа и двигатель и склеить левую и правую половины корпуса ( больше ничего внутрь вставлять не буду- все равно этого не будет видно). А уж затем приступать к выведению поверхности правой части корпуса и правке киля.
 

Вложения

  • 3.5.webp
    3.5.webp
    52.2 KB · Просмотры: 163
  • 3.10.webp
    3.10.webp
    55.1 KB · Просмотры: 150
  • 3.9.webp
    3.9.webp
    53.9 KB · Просмотры: 240
  • 3.8.webp
    3.8.webp
    27.4 KB · Просмотры: 189
  • 3.7.webp
    3.7.webp
    82.7 KB · Просмотры: 159
  • 3.6.webp
    3.6.webp
    53.8 KB · Просмотры: 141
  • 3.4.webp
    3.4.webp
    54.1 KB · Просмотры: 154
  • 3.3.webp
    3.3.webp
    26.1 KB · Просмотры: 150
  • 3.2.webp
    3.2.webp
    18.2 KB · Просмотры: 259
  • 3.1.webp
    3.1.webp
    82.5 KB · Просмотры: 698
Очень захотелось посмотреть , как будет смотреться машина с шайбами, тем более что покраска внутри фюзеляжа пока не начиналась в связи с посевными работами на даче (а пилить я могу и ночью). Из стабилизаторов, вложенных в коробку изготовил новые, в соответствии с чертежами. К ним из листового пластика вырезал шайбы и на шкурнике придал им профиль. Соединение стабилизатора с фюзеляжем и шайбой делаю с помощью штифтов из стальной проволоки Ф0,5мм. Это позволяет точно соединить детали в процессе склейки. Несколько доработал выходной канал системы охлаждения заднего двигателя в соответствии с фото. А затем состыковал фюзеляж и левый стабилизатор с шайбой. Вроде все получилось нормально. Будем продолжать работу.
 

Вложения

  • 4.7.webp
    4.7.webp
    15.4 KB · Просмотры: 162
  • 4.6.webp
    4.6.webp
    78.7 KB · Просмотры: 117
  • 4.5.webp
    4.5.webp
    30.9 KB · Просмотры: 153
  • 4.3.webp
    4.3.webp
    84.2 KB · Просмотры: 115
  • 4.2.webp
    4.2.webp
    36.5 KB · Просмотры: 153
  • 4.1.webp
    4.1.webp
    66.4 KB · Просмотры: 158
  • 4.4.webp
    4.4.webp
    25.5 KB · Просмотры: 138
Интересно, а в наши дни этот вертолёт применяется или уже окончательно ушёл в прошлое?
 
Интересно, а в наши дни этот вертолёт применяется или уже окончательно ушёл в прошлое
Мир тесен. Мой однокласник, военный штурман, несколько лет служил штурманом эскадрильи этих вертолетов. Естественно, много рассказывал. Конструкция оказалась настолько сырой что на вооружении ( во всей Советской Армии) было не более 35 штук. Летчики их боялись. В конце концов, после ряда аварий, запретили полеты кроме как днем и в безветренную погоду, и то не на всех. Кстати, это он мне рассказал о том, что они не имели фюзеляжа а были обтянуты перкалем. (!). Возможно, есть сохранившиеся.
 
Фюзеляж то на вертолете присутствовал, только он был выполнен в виде ферменной конструкции из труб, с передней и задней части обшитых авиационной фанерой и кое- где алюминием, а вот средняя часть в целях облегчения конструкции была обтянута перкалем. Да, действительно, данных машин было выпущено всего 35 штук и полеты на первых машинах доставляли мало удовольствия из-за большого уровня вибрации и сложности пилотирования- пилот все время должен был держать руки на ручке, парируя все "выкрутасы" вертолета.Позже с этим справились, установив на вертолет автомат парирования АП-120М, предназначенный для создания искусственного демпфирования в каналах тангажа, крена и курса вертолета в полете, что намного облегчило работу пилота и позволяло даже на некоторое время вообще отпускать ручку.
В те годы МО СССР желало иметь на вооружении вертолеты Ми-4, Як-24 и Ми-6 грузоподъемностью 1,5т, 4т и 8т соответственно. В 1960-1965гг. военным потребовалось 250-300 машин Як-24У, но отечественные заводы были перегружены и до их производства дело не дошло. В связи с этим правительство рассматривало вопрос о выпуске Як-24 в Чехословакии на заводе "АВИА", но принятие на вооружение Ми-6 с газотурбинным двигателем окончательно решило судьбу "летающего вагона". Больше военных он не интересовал.
Единственный сохранившийся экземпляр Як-24 находится в музее авиационной техники в Монино. В ходе реставрации перкалевая обшивка заменена на листовой алюминий, деревянные винты заменены на цельнометаллические от Ми-4, поскольку у этих вертолетов еще со стадии проектирования была заложена большая степень унификации по приборному оборудованию, винто-моторной группе (двигатель, редуктор, лопасти)
 
Продолжаю работу.Покрасил грузовую кабину вертолета и произвел склейку половинок фюзеляжа, последовательно проливая участками цианокрил от носа до кормы. Щели залил клеем и присыпал содой. Затем, чтобы выполнить правую часть хвоста симметрично левой его части, нанес на нее слой эпоксилина. После его полимеризации прорезал выходное отверстие системы охлаждения двигателя и прошкурил поверхность, вогнав ее в требования чертежа. На данной модели присутствует тот же дефект, что и на предыдущей, т.е. искривление стенки фюзеляжа (видимо это не издержки технологии изготовления, а брак литьевой формы. Но оставим это на совести китайцев.). Для его исправления опять воспользовался эпоксилином, а после полимеризации окончательно прошкурил фюзеляж в задней его части.
 

Вложения

  • 5.1.webp
    5.1.webp
    41.2 KB · Просмотры: 161
  • 5.2.webp
    5.2.webp
    65.1 KB · Просмотры: 201
  • 5.3.webp
    5.3.webp
    27.8 KB · Просмотры: 199
  • 5.4.webp
    5.4.webp
    67.4 KB · Просмотры: 1,347
  • 5.5.webp
    5.5.webp
    45.3 KB · Просмотры: 189
  • 5.6.webp
    5.6.webp
    73.6 KB · Просмотры: 153
  • 5.7.webp
    5.7.webp
    27.3 KB · Просмотры: 146
  • 5.8.webp
    5.8.webp
    26.9 KB · Просмотры: 184
  • 5.9.webp
    5.9.webp
    17.8 KB · Просмотры: 129
  • 5.10.webp
    5.10.webp
    29.4 KB · Просмотры: 134
В продолжение работы изготовил хвостовое оперение вертолета, состящее из стабилизаторов и концевых шайб. Раскосы установлю позже, когда выпрямлю и поставлю на место киль.
 

Вложения

  • 6.4.webp
    6.4.webp
    16.3 KB · Просмотры: 356
  • 6.3.webp
    6.3.webp
    33.8 KB · Просмотры: 256
  • 6.1.webp
    6.1.webp
    30.9 KB · Просмотры: 231
  • 6.2.webp
    6.2.webp
    12.3 KB · Просмотры: 347
Разрезал киль на 3 части, искривленную среднюю часть убрал, а затем измерив на модели размер вставки, вырезал ее из пластика, склеил с хвостовой отрезанной частью киля и на вставку приклеил фиксирующие накладки. Склеив киль со вставкой, эпоксилином вывел форму киля, после полимеризации смолы шкурником произвел его обработку и соединил киль с фюзеляжем.
 

Вложения

  • 7.8.webp
    7.8.webp
    36.9 KB · Просмотры: 135
  • 7.9.webp
    7.9.webp
    29.7 KB · Просмотры: 121
  • 7.7.webp
    7.7.webp
    34.5 KB · Просмотры: 243
  • 7.6.webp
    7.6.webp
    38.2 KB · Просмотры: 256
  • 7.5.webp
    7.5.webp
    31.8 KB · Просмотры: 124
  • 7.4.webp
    7.4.webp
    61.8 KB · Просмотры: 214
  • 7.3.webp
    7.3.webp
    38.4 KB · Просмотры: 146
  • 7.2.webp
    7.2.webp
    33.6 KB · Просмотры: 184
  • 7.1.webp
    7.1.webp
    42.9 KB · Просмотры: 128
Уважаемый Леонид!
Увидел Ваши работы на форуме АСЕ, и был поражён масштабами запилов!!!
Вы большой молодец!!!
Изучая Ваши работы, заметил, что Вы по моему недостаточно корректно сделали форму хвостовой части фюзеляжа модели Як-24. Она имела сильно заметную ассиметрию.
Посмотрите фото из Монино, если не найдёте, могу попробовать помочь.
С уважением, Константин.
klinok12@mail.ru
 
Извините, я тут новичёк, и не нашёл как править сообщения. Имелся в виду вид снизу (ну или сверху, тут без разницы)
 
Был озадачен тем, что Вы упустили такую деталь. Наверняка ведь копали фото и литературу.
Потом внимательней ещё раз прочитал тему с начала, и понял, чем вызванна такая переделка формы хвоста.
Извините за невнимательность и поспешные выводы, был искренне удивлён узнать, что существовал ЯК-24 с симметричным фюзеляжем.
С Уважением, Константин.
 
Здравствуй Константин! Да, действительно, машина под №35 имела симметричный профиль хвостовой части, что видно на снимке в начале темы. Компенсацию вращающего момента, ранее решаемую за счет ассимметричной хвостовой части (смотри в теме Як-24-вертолет-вагон), решили за счет установки шайб под углом 5 градусов к оси вертолета.С уважением, Леонид.
 
Константин, на Вашем месте я бы не давал адрес почты, это отличная мишень для роботов-поисковивиков-спамщиков ... С уважением Юрий ... :)
 
Всем большой (как 37 попугаев) привет и огромное спасибо за поздравление с днем рождения.Вот и лето прошло, словно и не бывало, дачные заботы постепенно начинают сходить на нет, осталось только картошку, морковь, свеклу выкопать , да остатки помидоров снять, прибрать все и до дому, до хаты, заниматься моделизмом.Сегодня супруга не разрешила ехать на дачу, сиди мол дома, отдыхай, вот и решил продолжить тему Як-24-кран - поставить его на шасси.
Прочертил на миллиметровке шасси, из игл нарезал заготовки, из проволоки выгнул каркасы шасси, надел на них заготовки игл, а затем при помощи цианакрилатного клея соединил каркас с фюзеляжем и шасси.Все сделал так же ,как и в прошлый раз, в предыдущей теме "Як-24 -летающий вагон". С учетом приобретенного опыта работа прошла быстрее и аккуратнее, практически ничего дорабатывать не пришлось.
 

Вложения

  • 8.1.webp
    8.1.webp
    94.4 KB · Просмотры: 98
  • 8.2.webp
    8.2.webp
    75 KB · Просмотры: 89
  • 8.3.webp
    8.3.webp
    53 KB · Просмотры: 110
  • 8.4.webp
    8.4.webp
    70.5 KB · Просмотры: 98
  • 8.5.webp
    8.5.webp
    47.6 KB · Просмотры: 98
  • 8.6.webp
    8.6.webp
    80.8 KB · Просмотры: 98
  • 8.7.webp
    8.7.webp
    70.2 KB · Просмотры: 94
  • 8.8.webp
    8.8.webp
    57.9 KB · Просмотры: 103
Я уж было подумал, что проект заброшен...
 
Нет,все пойдет чередом: я все привык доводить до конца, но летом все физические, умственные и душевные силы были направлены на проведение строительных работ и посевной-уборочной работы на дачном участке.Говорят, что смена вида деятельности позволяет более продуктивно работать, да и времени думать, как все задуманное делать зимой, было достаточно, ведь голова при поливе овощей и сада ничем не занята.
 
А мне всегда почему то думалось, что вертолет-кран у нас Ми-10, хотя по какому то старому фильму помню Як-24 вытаскивал машину в тайге. Но снималась явно модель ... :))
 
Назад
Сверху