Не думаю, что я скажу вам больше, чем написано в Википедии, но попробуем разобраться, что происходит при преодолении самолетом звукового барьера и что произошло над Челябинском. Впервые с этим явлением - "гром среди ясного голубого неба", я столкнулся в детстве, когда пацаном проводил летнее время в пионерском лагере на берегу Байкала. Регулярно, пару раз в неделю, грохотало так, что стекла в окнах звенели, благо что не вылетали, а после "грома небесного" слышался удаляющийся звук реактивного двигателя самолета, который я знал с самого осознаваемого детства. Ведь жил недалеко от авиазавода, выпускающего на тот момент МиГ-15УТИ. А в данном случае, по всей видимости, производились полеты с одного из аэродромов, расположенных в Иркутской области, с отработкой сверхзвукового режима полета. Во время полета самолета со скоростью звука перед ним возникает УДАРНАЯ ВОЛНА, в которой скорость потока резко снижается, а ДАВЛЕНИЕ (и следовательно, ПЛОТНОСТЬ и ТЕМПЕРАТУРА) возрастает. Т.о. происходит ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ЭНЕРГИИ в окружающую самолет среду, что приводит к интенсивным колебаниям частиц воздуха, проявляющемся в виде "громового звука", подобного раскату пушечного залпа. При полете со сверхзвуковой скоростью на поверхности планера самолета создается сложная система скачков уплотнений и областей низкого давления. Наиболее интенсивные скачки создают носовая часть самолета, которая в полете встречает частицы невозмущенного воздуха, и элементы хвостовой части, где практически заканчиваются возмущения, вносимые самолетом в окружающую среду. Эти два скачка уплотнения называют соответственно головным и хвостовым. Промежуточные возмущения либо догоняют головной скачок, либо из-за меньшей скорости настигаются хвостовым скачком. Т.о., уже на небольшом расстоянии от самолета система скачков уплотнения превращается в двухскачковую систему. За головным скачком давление воздуха возрастает выше атмосферного на значение Ар(аккустическое давление) , а затем плавно уменьшается ниже атмосферного на то же самое значение. В хвостовом скачке происходит скачкообразный рост давления до атмосферного значения. Таким образом, при горизонтальном полете с постоянной сверхзвуковой скоростью звуковой удар слышен одновременно в различных точках поверхности Земли (этот вид удара называется сверхзвуковым, в зависимости от длины самолета и высоты его полета промежуток времени, разделяющий обе волны может быть так мал, что хлопки сливаются в один отзвук). Геометрическим местом этих точек является гипербола, образуемая пересечением конуса Маха с поверхностью Земли. Поскольку самолет движется с определенной скоростью, вслед за ним распостраняются УДАРНЫЕ ВОЛНЫ, которые в виде громовых раскатов слышатся на определенной территории. Практически это означает, что ЗВУКОВОЙ УДАР СОПРОВОЖДАЕТ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ТРАССЫ ПОЛЕТА, начиная с момента достижения скорости звука вплоть до момента обратного перехода через скорость звука при торможении перед посадкой. Размеры зоны слышимости звукового удара (ширина "коридора", над которым самолет пролетает со сверхзвуковой скоростью) и его интенсивность зависят от многих параметров. С УВЕЛИЧЕНИЕМ МАССЫ САМОЛЕТА И ЕГО СКОРОСТИ, А ТАКЖЕ С УМЕНЬШЕНИЕМ ВЫСОЫ ПОЛЕТА ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУКОВОГО УДАРА ВОЗРАСТАЕТ, а зона слышимости уменьшается. Так для конкретного типа самолета допустимый уровень аккустического давления Ар определяется путем установления минимально допустимой высоты полета над населенным пунктом. Летные исследования самолета "Конкорд" показали, что при полете на высоте 18000 м с М=2,2 угол конуса Маха составит приблизительно 30 градусов, аккустическое давление Арх0,1кПа, а зона слышимости звукового удара имеет ширину приблизительно в 100км. В жизни самолеты "Конкорд" переходили в сверхзвуковой режим только тогда, когда они летели над просторами Атлантического океана, а над густозаселенной материковой частью Европы и Америки полет проходил в дозвуковом режиме. Ну вот , вроде бы все. Теперь о метеорите. Отталкиваясь от вышеприведенного текста, где крупным шрифтом выделены места, по моему мнению, имеющие отношение к пролету метеорита и последствиях этого явления, можно сказать следующее. (Все количественные данные -из последних сообщений в Интернете) Метеорит диаметром от 5 до20м (большинство склоняется к 17 м), массой 10 тыс. тонн со скоростью 18 км/сек (64800 км/час) вошел в атмосферу Земли.Когда он достиг плотных слоев атмосферы ( а они начинаются от 30 км и ниже), перед ним от большой космической скорости возникла ударная волна с огромным высвобождением энергии (от 100 до 200 килотонн в тротиловом эквиваленте), которая и натворила дел в зоне своего распостранениия. Затем от нагрева и встречного напора атмосферы метеорит стал разрушаться и яркая вспышка произошла в момент разрушения единого тела на осколки ( ясно видно на видео сначала один дымный след, после вспышки уже два, а может и более) А одновременный приход звуковой волны и вспышки произошел вследствие разности скоростей распостранения звука и света.Так я себе представляю происшедшее, возможно в чем-то и заблуждаюсь.Ученые в скором будущем все расставят по полочкам. ЗЫ :на фото - самолет во время преодоления звукового барьера