• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Вертолет Як-24 - "летающий вагон" КБ Яковлева

Дед Леня

Супермодераторы
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
5,948
Реакции
654
Баллы
0
Вертолет Як-24 - "летающий вагон" КБ Яковлева

Летом 1955г. во время воздушного праздника тысячам москвичей, пришедших на аэродром в Тушино, было показано необычное зрелище. Из четырех вертолетов Як-24, произведших посадку на поле аэродрома, выехали автомобили, самодвижущиеся пушки, выбежали экипированные десантники. После появления на аэродроме Як-24 сразу окрестили "летающим вагоном", а разведывательные службы НАТО присвоили ему кодовое имя Horse (Лошадь).
Появлению Як-24 предшествовало осознание руководством страны и Генштаба роли вертолетов при проведении военных операций, что было очень хорошо продемонстрировано американцами в ходе войны на Корейском полуострове.
В отличие от схемы вертолета с несущим и рулевым винтом, Як-24 выполнен по двухвинтовой продольной схеме. Впервые такую схему опробовал француз Поль Корню. Случилось это 13 ноября 1907 г. Вертолет, снабженный 24-сильным двигателем, смог оторваться от земли лишь на полтора метра. Следующая попытка создания винтокрылой машины аналогичной схемы успешно завершилась в марте 1945 г., когда однодвигательный PV-3 американца Ф.Пясецкого совершил первый полет. Опыт эксплуатации двадцати данных машин показал, что вертолеты продольной схемы могут эффективно использоваться в вооруженных силах. Второй серийной моделью подобной машины стал однодвигательный D-22 (H-21) Ф. Пясецкого, получивший за изогнутый фюзеляж прозвище "летающий банан". Данную машину в настоящее время можно увидеть в музее авиации в подмосковном Монино. Вслед за работами Пясецкого в Англии появился вертолет Бристоль 173. От грузовых машин Пясецкого "англичанин" отличался двухдвигательной установкой и фюзеляжем, напоминающим по форме вагон.
Як-24 строился в соответствии с октябрьским 1951 года постановлением СМ СССР .Заданием предусматривалась перевозка до 2000 кг грузов или до 20 десантников на расстояние до 400 км. При этом задавались максимальная скорость 170-180 км/час и динамический потолок 5500 метров.
Первый летный образец вертолета построили за полгода в Ленинграде на заводе № 272 и 31 мая 1952 Г. перевезли по железной дороге в Летно-исследовательский институт (ЛИИ). Первое висение Як-24 выполнил 3 июля 1952 г. Заводские испытания Як-24 завершились в середине ноября 1952 г.
Государственные испытания были завершены весной 1955 г., по результатам которых вертолет Як-24 был рекомендован к принятию на вооружение.
Мне давно хотелось поставить на полку модель данного аппарата, но к сожалению его никто не производил. "Пластикартовский" Як-24 в М 1:100 в расчет можно не брать, так как он изображал модель пассажирского варианта вертолета с газотурбинным двигателем, никогда не летавшим, а существовавшим только в виде чертежей и модели. И вот вездесущие восточные наши соседи из Китая в лице фирмы " Anigrand " выложили на прилавок смоляную модель Як-24 в М 1:72.В небольшой коробочке содержится незамысловатый набор деталей и инструкция, больше похожая на рисунок, но не в этом суть. Информации можно накопать воз и маленькую тележку в интернете, а набор деталей из коробочки явился основой, из которой можно сделать что-то , похожее на первую модификацию Як-24 с V-образным хвостовым оперением. Что я с превеликим удовольствием и взялся исполнять. Это моя первая работа со смолой и все материалы о ней буду выдавать по мере их готовности.
 

Вложения

  • 1.2.DSC02096.webp
    1.2.DSC02096.webp
    59.3 KB · Просмотры: 733
  • 1.3DSC02097.webp
    1.3DSC02097.webp
    95.9 KB · Просмотры: 585
  • 1.1DSC02095.webp
    1.1DSC02095.webp
    76 KB · Просмотры: 1,472
Похож на американский "Chinook".
 
Ага, прям чувствуются Русские корни ! Просто схема у них одна и та же, вот
немного и похожи ... А вообще не очень то и похожи ... :)
 
Ага, прям чувствуются Русские корни ! Просто схема у них одна и та же, вот
немного и похожи ... А вообще не очень то и похожи ...
не стои забывать что сикорский по сути поднял вертолетную промышленность сша :)
 
В 1956 году по контракту с армией США фирма Боинг-Геликоптер начала разработку среднего военно-транспортного вертолета двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД V-114 "ЧИНУК"(СН-47). Авиаконструктор Игорь Сикорский, одним из первых создавший в США образцы вертолетов, которые могли реально использоваться в боевых действиях на флоте и армии, в начале своей работы в области вертолетостроения разрабатывал схемы соосных машин ( то , чем у нас занимается КБ Камова), но потом полностью посвятил себя проектированию и изготовлению вертолетов с несущим и рулевым винтом, в чем достиг больших успехов, за что его звали "бог" вертолетов. Однако машин с продольной двухвинтовой схемой он никогда не разрабатывал. И созданная им компания по производству вертолетов "Сикорский Эркрафт" всегда вела жесткую конкурентную борьбу за рынки сбыта с компанией "Боинг-Вертол".
А насчет похожести-сравните снимки. Продольная схема-она и в Африке продольная схема.
 

Вложения

  • img834.webp
    img834.webp
    138.3 KB · Просмотры: 600
  • Изображение 022.webp
    Изображение 022.webp
    57.8 KB · Просмотры: 388
  • image9.webp
    image9.webp
    147.6 KB · Просмотры: 668
В продолжение разговора по затронутой теме и для общего развития предлагаю совершить небольшой экскурс с картинками в историю вертолетов, выполненных по продольной схеме:
рис.1. Вертолет Поля Корню Франция
рис.2,3,4,5. - Вертолеты Френка Пясецки США
PV-3, PD-22, YH-16, HUP-2.
рис.6. Вертолет фирмы BELL -HSL-1 США
рис.7. Вертолет Бристоль 173 Англия
рис.8. Вертолет Як-24 СССР
рис.9.10. Современные вертолеты фирмы Боинг, стоящие на вооружении армии и флота США и многих других стран - СН-46, СН-47 Чинук
 

Вложения

  • 1.вертолет Поля Корню  Франция.webp
    1.вертолет Поля Корню Франция.webp
    18.6 KB · Просмотры: 413
  • 5.  Пясецкий HUP-2  США.webp
    5. Пясецкий HUP-2 США.webp
    15.1 KB · Просмотры: 267
  • 4.Пясецкий YH-16   США.webp
    4.Пясецкий YH-16 США.webp
    23.8 KB · Просмотры: 818
  • 3. Пясецкий PD-22   США.webp
    3. Пясецкий PD-22 США.webp
    18.2 KB · Просмотры: 293
  • 2. Пясецкий PV-3   США.webp
    2. Пясецкий PV-3 США.webp
    27.1 KB · Просмотры: 634
  • 6. БЕЛЛ HSL-1   США.webp
    6. БЕЛЛ HSL-1 США.webp
    27.5 KB · Просмотры: 706
  • 7. Бристоль 173 - Англия.webp
    7. Бристоль 173 - Англия.webp
    30.6 KB · Просмотры: 519
  • 8. Як-24  СССР.webp
    8. Як-24 СССР.webp
    53.3 KB · Просмотры: 2,148
  • 9. Боинг СН-46   США.webp
    9. Боинг СН-46 США.webp
    102 KB · Просмотры: 517
  • 10. Боинг СН-47.webp
    10. Боинг СН-47.webp
    57.8 KB · Просмотры: 714
А интересно, винты у них синхронизированы чтобы не могли краями зацепиться?
 
один выше другого, и синхронизация тоже присутствует, одна лопасть попадает между двумя от второго винта :)
 
Они во первых синхронизированы, так еще и вращаются в разных плоскостях.
 
Приступая к работе по сборке смоляной модели вертолета Як-24 от авиамодельной фирмы Anigrand (Китай) первоначально собрал в кучку всю информацию, которую смог выудить из интернета, пересмотрел фото вертолета, сделанные мною в Монино во время одной из командировок, проработал эти материалы, набросал в уме план работы и начинаю претворять его в жизнь.
В модели Anigrand фюзеляж расчленен на 4 части, поэтому первым делом произвел попарную склейку носовых и хвостовых частей фюзеляжа и получил в результате две половинки - левую и правую.
Охлаждение заднего двигателя вертолета производится через два воздухозаборника, расположенных в основании киля, выход отработанного воздуха - через два отверстия, расположенных в задней части киля. А вот эти отверстия фирма забыла даже наметить рисунком на фюзеляже, поэтому пришлось прочерчивать местоположение данных отверстий на половинках фюзеляжа, произвести их прорезку и оформление в соответствии с имеющимися фото. С целью утонения кромок (толщина смоляной стенки равна 2мм) изнутри зубным бором произвел выборку лишнего материала.
Охлаждение переднего двигателя производится через окна, расположенные с двух сторон на боковых поверхностях фюзеляжа и на модели обозначенных рисунком. С целью придания большей схожести с настоящей машиной, произвел вырезку окон и выборку лишнего материала изнутри для утонения стенки. В выфрезерованное окно вклеил металлическую сетку. Сетка взята от автомобильного топливного фильтра- просто выбирал подходящий размер и рисунок ячеек.
Все работы по прорезке, фрезеровке производились при помощи модельного ножа, минипилки и минишлифмашинки. Склеивание деталей производилось цианоакрилатным клеем.
 

Вложения

  • 2.8DSC02560.webp
    2.8DSC02560.webp
    26.1 KB · Просмотры: 162
  • 2.10DSC02566.webp
    2.10DSC02566.webp
    36.5 KB · Просмотры: 307
  • 2.9DSC02563.webp
    2.9DSC02563.webp
    38.6 KB · Просмотры: 169
  • 2.7DSC02557.webp
    2.7DSC02557.webp
    27.7 KB · Просмотры: 241
  • 2.6DSC02554.webp
    2.6DSC02554.webp
    11.7 KB · Просмотры: 140
  • 2.4DSC02550.webp
    2.4DSC02550.webp
    17.1 KB · Просмотры: 251
  • 2.3 DSC02548.webp
    2.3 DSC02548.webp
    35.7 KB · Просмотры: 142
  • 2.2 DSC02547.webp
    2.2 DSC02547.webp
    29.8 KB · Просмотры: 150
  • 2.1 DSC02542.webp
    2.1 DSC02542.webp
    17.6 KB · Просмотры: 167
  • 2.5DSC02553.webp
    2.5DSC02553.webp
    28.7 KB · Просмотры: 167
Сетка взята от автомобильного топливного фильтра-
Вот это привело меня просто в телячий восторг. Поистине:
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Вопрос Дед Леня: как будешь имитировать корпус? Ведь это была ферменная конструкция, обтянутая перкалем, металлическая обшивка была лишь на носовой и хвостовой частях? Удачи Дед Леня, таких умельцев как ты мало.
 
Не буду никак иммитировать эти прелести, соберу "из коробки", добавив недостающих элементов и заменив на самодельные те детали, которые мне не понравятся. Ведь при взгляде на этот вертолет вживую, когда он стоял на стоянке, не многие догадывались, что большая часть корпуса закрыта перкалем. А модель Як-24 выполненную с "нуля" со всеми этими прибамбасами недавно видел на "skalemodels"- отлично сделано и с любовью. Как говорил классик : " Безумству храбрых поем мы песню..."
 
Леонид, сеточки для 72-го очень натурально получаются из пакетиков от чая "Липтон", ну да вы это знаете, наверное, а кому-нибудь пригодится.
 

Вложения

  • 1-xmas-tree-jillain.webp
    1-xmas-tree-jillain.webp
    10.5 KB · Просмотры: 384
Работа над моделью идет своим ходом, согласно намеченного плана...
Склеил левую и правую половинки фюзеляжа, вклеил киль, прошпаклевал образовавшиеся щели между килем и корпусом воздухозаборников охлаждения заднего двигателя. При этом обнаружил, что на правой половине фюзеляжа имеет место брак производителя, не замеченный сразу, а именно плавный прогиб стенки фюзеляжа внутрь (повело смолу в результате несоблюдения режимов технологии изготовления детали) с максимальной величиной прогиба до 0,8 мм. Пришлось доставать колбаску эпоксилина и устранять дефект.
Затем выявил все неучтенные производителем модели вентиляционные решетки, изготовил их из обрезков пластика и водрузил на полагающиеся места, при этом под решетку обдува главного редуктора переднего винта пришлось фрезеровать углубление.
Покрутив склеенную модель в руках, обнаружил, что через входные и выходные отверстия задних воздухозаборников просматриваются насквозь пустые внутренности хвостового отсека модели (что не очень-то хорошо). Для устранения данного недостатка вклеил в воздухозаборники глухие перемычки и прикрыл их металлической сеткой. На этом второй этап работ и закончился.
 

Вложения

  • 3.1DSC03552.webp
    3.1DSC03552.webp
    14.9 KB · Просмотры: 168
  • 3.4DSC03558.webp
    3.4DSC03558.webp
    14.3 KB · Просмотры: 144
  • 3.5DSC03560.webp
    3.5DSC03560.webp
    16.7 KB · Просмотры: 156
  • 3.6DSC03561.webp
    3.6DSC03561.webp
    15 KB · Просмотры: 144
  • 3.7DSC03566.webp
    3.7DSC03566.webp
    27.3 KB · Просмотры: 137
  • 3.8 DSC04878.webp
    3.8 DSC04878.webp
    76 KB · Просмотры: 156
Еще пара снимков верхней части фюзеляжа с жалюзийными решетками.
 

Вложения

  • 3.7 DSC03630.webp
    3.7 DSC03630.webp
    19.9 KB · Просмотры: 215
  • 3.8DSC03643.webp
    3.8DSC03643.webp
    36.9 KB · Просмотры: 329
Шпатлевка на правом борту просохла, немного пошкурил ее, закончу позднее, а пока продолжу заниматься начинкой фюзеляжа недостающими деталями.
На корпусе вертолета расположено большое число скоб и поручней, с помощью которых обслуживающий персонал и экипаж могли бы добраться до главных редукторов вертолета, попасть внутрь грузовой кабины и кабины пилотов. А поскольку производитель полностью проигнорировал этот момент, то я все эти скобы, поручни, подножки изготовил из проволоки и установил на клей в отверстия, просверленные по предварительной разметке.
Входная дверь в грузовую кабину вертолета тоже не была никак не обозначена производителем, поэтому пришлось прочертить ее очертания "клювиком" , а заодно и уменьшить размер иллюминатора в двери, вклеив в проем небольшую вставку.
Напоследок приклеил к килю триммер. Выполненное в смоле подобие тяг триммера срезал и заменил самодельными их проволоки, более похожими на настоящие тяги.
 

Вложения

  • 4.1DSC03571.webp
    4.1DSC03571.webp
    43.3 KB · Просмотры: 166
  • 4.2DSC03574.webp
    4.2DSC03574.webp
    47.2 KB · Просмотры: 166
  • 4.3DSC03583.webp
    4.3DSC03583.webp
    34.8 KB · Просмотры: 129
  • 4.4DSC03637.webp
    4.4DSC03637.webp
    48.8 KB · Просмотры: 120
  • 4.5DSC03641.webp
    4.5DSC03641.webp
    24.4 KB · Просмотры: 150
Сегодня займусь установкой стабилизаторов.Элементы крепления - отверстие и бобышки выполнены в литье и стыковка стабилизаторов с корпусом очень даже хорошая, без щелей. А вот дополнительные V-образные элементы крепления, предложенные производителем, больше напоминают вилку из оцилиндрованных бревен, поэтому я однозначно принял решение заменить их на вилку из медицинских игл подходящего диаметра. Нарезал из иголок заготовки, изготовил из проволоки скрепляющую их V-образную вилочку, соединил все это в единое целое и склеил цианокрилом. Затем просверлил в корпусе и стабилизаторах отверстия для крепления вилки, смазал клеем сопрягаемые места стабилизаторов и корпуса и совместил их. Напоследок установил вилки по местам их крепления и закрепил клеем.На этом очередной этап работы и закончился.
 

Вложения

  • 5.1 DSC03650.webp
    5.1 DSC03650.webp
    153.7 KB · Просмотры: 114
  • 5.2 DSC03645.webp
    5.2 DSC03645.webp
    103.5 KB · Просмотры: 120
  • 5.3 DSC03654.webp
    5.3 DSC03654.webp
    59.8 KB · Просмотры: 95
  • 5.4 DSC03655.webp
    5.4 DSC03655.webp
    54.6 KB · Просмотры: 106
  • 5.5 DSC03660.webp
    5.5 DSC03660.webp
    33.7 KB · Просмотры: 176
  • 5.6 DSC03664.webp
    5.6 DSC03664.webp
    39.2 KB · Просмотры: 134
Леонид, для меня новость, не знал, что оперение у него под углом ... :)
 
У предсерийных вертолетов (этот вариант я и делаю) оперение было V-образное, с положительным углом 45 градусов(возможно прототипом послужил английский Бристоль- в первоначальном варианте у него было такое-же оперение). После проведения испытаний в серию пошли вертолеты с оперением с положительным V в 20 градусов и торцевыми шайбами. У последней модификации вертолета угол установки оперения равнялся 0 градусов, площадь оперения была уменьшена. По всей вероятности все эти изменения хвостового оперения были связаны с проблемой сильной вибрации, возникающей при некоторых режимах полета из-за конструктивных особенностей планера вертолета- более-менее жесткие задняя и передняя часть фюзеляжа и ферменная конструкция из труб, обтянутых перкалем, между ними.По отзывам пилотов на таких режимах "зубы стучали, а слово мама можно было сказать через 10 а..а...а " .Подобные вопросы возникали и у американцев с англичанами при испытаниях вертолетов продольной схемы.
 
Назад
Сверху