• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Земля у Байкала. Кижингинский дацан и ступа Джарун Хошор

Дед Леня

Супермодераторы
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
5,948
Реакции
654
Баллы
0
Земля у Байкала. Кижингинский дацан и ступа Джарун Хошор

В данной теме речь пойдет об одном из старейших буддийских дацанов Бурятии и о самой большой ступе (сабургане) в России.
 
Вчера приятель соблазнил меня совершить с ним поездку на машине по командировочному заданию в районный центр Кижингинского района - село Кижинга, расположенный в 200 км на восток от Улан-Удэ. А чего не съездить, на всякий случай захватил сумку с фотоаппаратом и не пожалел об этом. Путь наш пролегал по асфальтированному шоссе, но чем дальше от города мы отъезжали, тем чаще дорога оказывалась разбитой лесовозами, но за три часа мы все-таки добрались до места, Путь наш пролегал вдоль реки Уда, затем мы ушли по трассе в распадки гор и в конце пути въехали в Кижингинскую долину, довольно большую и обрамленную лесистыми увалами гор. Население района в большинстве своем хори-буряты и занимаются в основном скотоводством.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    109.4 KB · Просмотры: 163
  • 2.webp
    2.webp
    42.6 KB · Просмотры: 63
  • 3.webp
    3.webp
    19.8 KB · Просмотры: 58
  • 4.webp
    4.webp
    25.5 KB · Просмотры: 46
  • 5.webp
    5.webp
    26.2 KB · Просмотры: 45
  • 6.webp
    6.webp
    54.3 KB · Просмотры: 44
  • 7.webp
    7.webp
    185.8 KB · Просмотры: 50
  • 8.webp
    8.webp
    157.9 KB · Просмотры: 59
  • 9.webp
    9.webp
    147.6 KB · Просмотры: 45
  • 10.webp
    10.webp
    146.5 KB · Просмотры: 58
Поскольку местное население с давних времен исповедует буддизм, то по дороге мы несколько раз встречали субурганы-культовые сооружения буддистов, устанавливаемые как правило на возвышенных местах.

СУБУРГАН — (монг.) буддийское (ламаистское) культовое сооружение, хранящее священные реликвии, гробница лам в Монголии, Бурятии, Калмыкии; тип ступы. Основной объем субургана в виде перевернутого котелка (реже колокола) располагается на высоком основании и… … Большой Энциклопедический словарь
 

Вложения

  • 11.webp
    11.webp
    48.5 KB · Просмотры: 56
  • 12.webp
    12.webp
    60.4 KB · Просмотры: 40
  • 13.webp
    13.webp
    162.1 KB · Просмотры: 44
  • 14.webp
    14.webp
    76.3 KB · Просмотры: 55
  • 15.webp
    15.webp
    43.5 KB · Просмотры: 33
  • 16.webp
    16.webp
    68.7 KB · Просмотры: 35
  • 17.webp
    17.webp
    77.5 KB · Просмотры: 46
  • 18.webp
    18.webp
    66.1 KB · Просмотры: 42
  • 19.webp
    19.webp
    82 KB · Просмотры: 47
  • 20.webp
    20.webp
    81.3 KB · Просмотры: 34
Приятель выполнил командировочное задание и на обратном пути мы посетили Кижингинский дацан-один из старейших дацанов Бурятии.
Прилагаю для интересующихся историческую справку.

Кижинги́нский даца́н «Дэче́н Даши́ Лхумболи́нг» — буддийский монастырь (дацан) в Кижингинском районе Бурятии; расположен в 12 км к юго-западу от районного центра — села Кижинга, в 1 км севернее Кижингинского тракта — региональной автодороги 03К-010.
Относится к тибетской школе гелуг и входит в Буддийскую традиционную сангху России. Является одним из крупнейших буддийских храмовых комплексов Бурятии[

Дацан основан в 1758 году и, первоначально, располагался в войлочной юрте на склоне горы Шилсана. В 1773 году построен деревянный храм, впоследствии сгоревший. В огне погибла священная реликвия — 16-томная книга «Юм».
После пожара тайши хоринских бурят Дамба-Дугар Ринчинэ обратился с прошением к иркутскому губернатору Ф. Н. Кличке о строительстве нового дацана. По приказу губернатора в 1782 году был построен новый храм-дуган рядом с Кодунским Станком и дацан в то время назывался Кодунским.
На тот момент это был единственный дацан у хоринских бурят. В нём проводили службы 79 лам и хувараков. Первым ширээтэ (настоятелем) стал лама Лубсан Намжил, выходец из Тибета. Позже, в 1775, 1806 и 1821 годах, на территории Кодунского дацана были построены ещё три храма-дугана.
В приход дацана входили буряты, жившие на территории современных Кижингинского, Еравнинского, Хоринского и Заиграевского районов Бурятии, а также западных районов современного Забайкальского края.
Однако, для большей части верующих Кодунский дацан географически оказался отдалённым. Поэтому они обратились к генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву с прошением о разрешении переноса дацана в более удобное место. В 1853 году разрешение было получено и в низовьях речки Заха-Шибирь, на северной стороне реки Кижинги, был основан новый Кижингинский дацан.
 

Вложения

  • 21.webp
    21.webp
    42.1 KB · Просмотры: 47
  • 22.webp
    22.webp
    43.4 KB · Просмотры: 41
  • 23.webp
    23.webp
    57.1 KB · Просмотры: 38
  • 24.webp
    24.webp
    50.5 KB · Просмотры: 85
  • 26.webp
    26.webp
    35.4 KB · Просмотры: 101
  • 27.webp
    27.webp
    39.8 KB · Просмотры: 40
  • 28.webp
    28.webp
    41.9 KB · Просмотры: 43
  • 29.webp
    29.webp
    47.7 KB · Просмотры: 37
  • 30.webp
    30.webp
    48.2 KB · Просмотры: 45
  • 31.webp
    31.webp
    62.9 KB · Просмотры: 34
В 1891 году было завершено строительство двухэтажного соборного храма — Цогчен-дугана. Была открыта монастырская школа Чойра (факультет Цанид). Кижингинский дацан стал одним из центров философского буддийского образования.
В последующие годы дацан продолжал развиваться: были построены три дугана, а также Майдарин сумэ, Мунхэ маани, восемь шодонов-субурганов. Количество лам и хувараков доходило до 520 человек.
Кижингинский дацан отличался своей красотой и богатством. Монастырские мастера и умельцы из окрестных улусов были знамениты своей искусностью в изготовлении культовых изделий. В своей работе они применяли разные техники: литьё, штамповку, чеканку, лепку из глины, папье-маше, керамику, резьбу по камню и дереву, вышивание.
В 1919 году в долине реки Кижинги была построена и освящена Великая Ступа Джарун Хашор.
После Октябрьской революции (1917) в 1937 году Кижингинский дацан был разрушен до основания. Частично достояние дацана было разворовано, статуи разбиты, ценнейшие и редчайшие книги, письма, уникальные документы были сожжены. Ламы были репрессированы.
 

Вложения

  • 32.webp
    32.webp
    49.1 KB · Просмотры: 59
  • 33.webp
    33.webp
    51.7 KB · Просмотры: 46
  • 34.webp
    34.webp
    64 KB · Просмотры: 40
  • 35.webp
    35.webp
    63.5 KB · Просмотры: 41
  • 36.webp
    36.webp
    32 KB · Просмотры: 49
  • 37.webp
    37.webp
    29.8 KB · Просмотры: 41
  • 38.webp
    38.webp
    46.7 KB · Просмотры: 37
  • 39.webp
    39.webp
    59.4 KB · Просмотры: 35
  • 40.webp
    40.webp
    62 KB · Просмотры: 37
  • 41.webp
    41.webp
    69.7 KB · Просмотры: 65
Возрождение Кижингинского дацана началось в 1991 году. На средства, собранные мирянами, был восстановлен Цогчен-дуган. Позже были воссозданы Деваажин-дуган, Сахюусан-дуган и Маани-дуган.
Были установлены большие статуи — восьмиметровая Будды Шакьямуни (будды нашей эпохи), и трёхметровая Бодхисаттвы Майтреи (будды грядущего).
 

Вложения

  • 42.webp
    42.webp
    43.2 KB · Просмотры: 49
  • 43.webp
    43.webp
    34.5 KB · Просмотры: 43
  • 44.webp
    44.webp
    69.4 KB · Просмотры: 31
  • 45.webp
    45.webp
    30.9 KB · Просмотры: 44
  • 46.webp
    46.webp
    39.9 KB · Просмотры: 80
  • 47.webp
    47.webp
    38.7 KB · Просмотры: 44
  • 48.webp
    48.webp
    58.8 KB · Просмотры: 38
  • 49.webp
    49.webp
    49.9 KB · Просмотры: 33
  • 50.webp
    50.webp
    54.9 KB · Просмотры: 38
  • 51.webp
    51.webp
    48 KB · Просмотры: 34
При дацане имеется гостиница для почётных гостей. Рядом построен небольшой стадион, где во время буддийских праздников проводятся традиционные соревнования борцов и лучников. Интерьер Цогчен-дугана также отличается от оформления остальных буддийских храмов Бурятии.
 

Вложения

  • 52.webp
    52.webp
    62.1 KB · Просмотры: 48
  • 53.webp
    53.webp
    43.2 KB · Просмотры: 33
  • 54.webp
    54.webp
    47.2 KB · Просмотры: 46
  • 55.webp
    55.webp
    46.7 KB · Просмотры: 36
  • 56.webp
    56.webp
    78.7 KB · Просмотры: 43
  • 57.webp
    57.webp
    83 KB · Просмотры: 38
  • 58.webp
    58.webp
    79.1 KB · Просмотры: 36
  • 59.webp
    59.webp
    86.3 KB · Просмотры: 40
  • 60.webp
    60.webp
    90.2 KB · Просмотры: 45
  • 61.webp
    61.webp
    63.2 KB · Просмотры: 38
На территории дацана есть небольшой оригинальный храм-дуган в виде пещеры, посвященный великому просветлённому тибетскому йогину и поэту средних веков Миларепе.
 

Вложения

  • 62.webp
    62.webp
    135.8 KB · Просмотры: 36
  • 63.webp
    63.webp
    119.6 KB · Просмотры: 45
  • 64.webp
    64.webp
    46.2 KB · Просмотры: 77
  • 65.webp
    65.webp
    67.1 KB · Просмотры: 50
  • 66.webp
    66.webp
    38.7 KB · Просмотры: 36
  • 69.webp
    69.webp
    61.3 KB · Просмотры: 43
  • 70.webp
    70.webp
    39.3 KB · Просмотры: 60
  • 71.webp
    71.webp
    46.3 KB · Просмотры: 49
  • 72.webp
    72.webp
    36.6 KB · Просмотры: 32
Недалеко от дацана расположено еще одно интереснейшее место - Большая ступа (субурган) Джарун-Хашор

Историческая справка.

Субурга́н Джару́н Хашо́р — самая большая буддийская ступа в России. Находится в Кижингинском районе Республики Бурятия в 2 км по автодороге к юго-западу от села Кижинга.
Кижингинская Ступа Джарун Хашор является аналогом ступы Боднатх в окрестностях Катманду, Непал. Основание сооружения представляет квадрат, олицетворяющий мандалу Вселенной. Выше — купол. Над ним сравнительно небольшой ярус, увенчанный шпилем-ганжиром. На «теле» субургана 13 ступеней, опоясывающих его кругом, что символизирует путь, по которому можно достичь Нирваны — освобождения человека от земных страданий и дальнейших перерождений.
Размеры субургана — 44 × 44 м, высота — до 33 м, включая ганжир-шпиль. В центре ступы находится храм Учителей с 64 окошками и портретами. Размер храма — 22 × 22 м, высота — 16 м. С южной стороны у парадного входа справа — малый храм бодхисаттвы Авалокитешвары, слева храм — 21-й Тары. На западной, красной стороне — храм дакинь. Глаза на ступе символизируют всевидящее око Будды, который готов прийти на помощь в любой момент[1]. Шпиль (Жойнхор Жусэм) 3-х метровой высоты, выполнен из толстого медного листа и обрамлен сусальным золотом. Во внутренне пространство Ступы заложено полное собрание сочинений буддийского канона «Ганжур» и «Данжур» — личный вклад Далай-ламы XIV, и огромное количество священных текстов и мантр, а также семь буддийских драгоценностей — подарок Богдо-гэгэна.
В 1915 году при Кижингинском дацане, в долине реки Кижинги, было начато народное строительство Великой Ступы Джарун Хашор, которое продолжалось в течение 4 лет и было завершено в 1919 году. Святыня была подобна Великой Ступе «Бодхнатх», находящейся вблизи города Катманду — столицы Непала. По легенде она была воздвигнута во времена Будды Кашьяпы в III веке до нашей эры.
В 1937 году Великая ступа была взорвана и разрушена до основания, также как и Кижингинский дацан.

Первые снимки сняты на месте старой, разрушенной ступы. От нее остался только фундамент. Были восстановлены малые ступы, а новая ступа заложена несколько поодаль.
 

Вложения

  • 73.webp
    73.webp
    36 KB · Просмотры: 58
  • 74.webp
    74.webp
    43.3 KB · Просмотры: 46
  • 75.webp
    75.webp
    24.4 KB · Просмотры: 40
  • 76.webp
    76.webp
    42.7 KB · Просмотры: 43
  • 77.webp
    77.webp
    52.1 KB · Просмотры: 43
  • 78.webp
    78.webp
    64.1 KB · Просмотры: 37
  • 79.webp
    79.webp
    46.5 KB · Просмотры: 58
  • 80.webp
    80.webp
    28.9 KB · Просмотры: 41
  • 81.webp
    81.webp
    23.2 KB · Просмотры: 149
К 1990-м годам духовенство, верующее население Кижингинского района Бурятии и всего Забайкалья приняли решение о возрождении Великой Ступы как буддийского комплекса, объединяющего различные направления буддизма. Целью возведения субургана было оказать благоприятное влияние на духовную культуру бурятского и других народов. 26 сентября 1990 года Его Святейшество Дугпах Ринпоче из Непала освятил участок земли, где возводилась ступа. Им же было предано земле «бумбэ» — символ сокровищницы Учения.
Силами буддистов-мирян и общественности, при финансовой поддержке правительства Республики Бурятия новая ступа была воссоздана и освящена в октябре 2001 года. Возводилась ступа в течение двух лет строителями и художниками Кижингинского района под руководством Ц. Ш. Фёдорова и Д. А. Жанаева. Освятил её Еше Лодой Ринпоче. На церемонии открытия с речью выступили президент Республики Бурятия Л. В. Потапов, председатель Народного Хурала РБ М. И. Семёнов.

Слева перед ступой находится статуя Будды Амитабхи — Покровителя долгой жизни.
 

Вложения

  • 82.webp
    82.webp
    34.4 KB · Просмотры: 44
  • 83.webp
    83.webp
    44 KB · Просмотры: 38
  • 84.webp
    84.webp
    28 KB · Просмотры: 42
  • 85.webp
    85.webp
    35.3 KB · Просмотры: 39
  • 86.webp
    86.webp
    35.3 KB · Просмотры: 36
  • 87.webp
    87.webp
    36 KB · Просмотры: 35
  • 88.webp
    88.webp
    29.1 KB · Просмотры: 45
  • 89.webp
    89.webp
    34.9 KB · Просмотры: 38
  • 90.webp
    90.webp
    69.8 KB · Просмотры: 39
  • 91.webp
    91.webp
    47.9 KB · Просмотры: 36
Тело Будды Амитабхи красного цвета, а в руках он держит сосуд с напитком бессмертия «амритой» и произрастающим из него Древом Жизни.
 

Вложения

  • 92.webp
    92.webp
    49.1 KB · Просмотры: 58
  • 93.webp
    93.webp
    42.8 KB · Просмотры: 37
  • 94.webp
    94.webp
    49.2 KB · Просмотры: 32
  • 95.webp
    95.webp
    56.9 KB · Просмотры: 28
  • 96.webp
    96.webp
    65.3 KB · Просмотры: 32
  • 97.webp
    97.webp
    30.8 KB · Просмотры: 38
  • 98.webp
    98.webp
    59.9 KB · Просмотры: 33
  • 99.webp
    99.webp
    43.7 KB · Просмотры: 33
  • 100.webp
    100.webp
    95.9 KB · Просмотры: 34
  • 101.webp
    101.webp
    55.9 KB · Просмотры: 50
Согласно буддийскому канону «Великая Ступа Джарун Хашор Чоддэн Лхахан — олицетворение Разума всех Будд и Бодхисаттв трёх времён и десяти сторон, несвойственное космическое тело Будд (Дхармакая), выражение милосердия ко всем живым существам. Ступа — как Чинтамани, исполняющая все желания обращающихся к ней с благоговением. Она исполняет все желания, оказывает помощь каждому, кто с чистым сердцем падает перед Ней, совершает обход перед нею с благоговением. Великая Ступа возведена для того, чтобы нести людям радость и счастье. Для каждого, кто приходит к Великой Ступе, смотрит на Неё, закрываются три двери низших сфер бытия. Совершающий обход вокруг Неё обретает семь качеств божественного счастья: благородное рождение, прекрасную форму, большое наслаждение и понимание, силу и успех, избавление от болезни и долгую жизнь».
Буддийская легенда, связанная со ступой Джарун Хашор гласит: "В Непале ступу Боднатх построила одинокая женщина, жившая во времена ещё до Шакьямуни. У неё не было детей и она дала клятву построить ступу, если дети у неё будут. Родила она троих мальчиков. Всю жизнь мать работала на царя бесплатно. Когда же пришло время царю платить, она решила все деньги потратить на постройку ступы, которой молились бы все живые существа. В постройке приняли участие три её сына, Белый слон и Черный ворон, руководил постройкой сам Ваджрасаттва (неразрушимое существо, принцип неуничтожаемости сознания). Женщина не дожила до окончания строительства и умерла, став дакиней (женским существом, персонифицирующим знание и магические силы). Когда ступа была закончена, Ваджрасаттва и божества сделали «согшод» — ритуал жертвоприношения Учителю. Все вместе, боги и люди, сидели за одним столом и могли видеть друг друга и беседовать. Ваджрасаттва во время «согшода» дал обет исполнить желания трёх братьев и всех участников строительства, сказав при этом: «Джарун Хашор», что на непальском языке означает — «назад пути нет», имея в виду, что не возьмёт сказанное обратно. На тибетском языке название означает "ступа, исполняющая желания".

На этом наше знакомство с будийскими ценностями закончилось и мы тронулись в обратный путь домой.
 

Вложения

  • 102.webp
    102.webp
    40.8 KB · Просмотры: 32
  • 103.webp
    103.webp
    37.1 KB · Просмотры: 30
  • 104.webp
    104.webp
    49.3 KB · Просмотры: 37
  • 105.webp
    105.webp
    33.5 KB · Просмотры: 29
  • 106.webp
    106.webp
    30.8 KB · Просмотры: 29
  • 107.webp
    107.webp
    38.5 KB · Просмотры: 161
  • 108.webp
    108.webp
    26.5 KB · Просмотры: 32
  • 109.webp
    109.webp
    43.8 KB · Просмотры: 37
Да, живут в домах, построенных рядом с дацанами, проводят службы. Коме проведения религиозных обрядов занимаются врачеванием народа по правилам тибетской медицины, т.е. иглоукалыванием, различного вида массажами, лечением травками и пр. Есть среди лам и мануальщики и костоправы. А также ламы в соответствии с канонами назначают дату похорон усопшего, здесь сроки, назначенные христианской религией не соблюдаются .И это в каждом дацане. Еще очень народ часто ходит к ламам за советом, что можно, а что нельзя делать из задуманного ими в данное время и получают обстоятельные ответы - что и когда делать, а чего вообще не стоит в данное время предпринимать - короче, ламы занимаются неким предсказательством. Также у нас выпускаются дацанами календари, где помимо всех религиозных хуралов и праздников расписаны правила быта, когда можно отправляться в путешествие, когда стричь волосы, начинать строительство и т.д. советы по началу или запрету дел по вопросам из бытовой жизни в те или иные периоды времени.
 
Назад
Сверху