• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

ЛК- лунный пилотируемый модуль СССР по программе Н1-Л3

Стремянка установлена на посадочный агрегат.
 

Вложения

  • 571.webp
    571.webp
    26.4 KB · Просмотры: 115
  • 572.webp
    572.webp
    24.7 KB · Просмотры: 83
  • 573.webp
    573.webp
    23 KB · Просмотры: 100
  • 574.webp
    574.webp
    27 KB · Просмотры: 82
А на данных фото ЛК в сборе с развернутой и собранной стремянкой.
 

Вложения

  • 575.webp
    575.webp
    26.1 KB · Просмотры: 84
  • 576.webp
    576.webp
    24.2 KB · Просмотры: 59
  • 577.webp
    577.webp
    27.5 KB · Просмотры: 70
  • 578.webp
    578.webp
    25.3 KB · Просмотры: 166
  • 579.webp
    579.webp
    22.9 KB · Просмотры: 101
Спустившись со стремянки, заглядываем под днище спускаемого агрегата. И видим там шарообразную часть корпуса двигательного отсека, обрамленного рамой спускаемого агрегата, сопло двигателя большой тяги, сопла двигателей малой тяги, сопла двигателей коррекции, створки крышки сопла двигателя большой тяги.
 

Вложения

  • 580.webp
    580.webp
    41.9 KB · Просмотры: 88
  • 581.webp
    581.webp
    36.6 KB · Просмотры: 50
  • 582.webp
    582.webp
    66 KB · Просмотры: 90
  • 583.webp
    583.webp
    47.2 KB · Просмотры: 49
  • 584.webp
    584.webp
    84.5 KB · Просмотры: 46
  • 585.webp
    585.webp
    30.2 KB · Просмотры: 45
  • 586.webp
    586.webp
    83.9 KB · Просмотры: 49
  • 587.webp
    587.webp
    64.7 KB · Просмотры: 82
Руководствуясь чертежом двигательного отсека и фото сопла двигателей малой тяги и двигателей коррекции изготовлены из литников и вклеены в корпус двигательной рамы. Из корпуса авторучки изготавливается сопло двигателя большой тяги и также вклеивается в корпус двигательной рамы.
 

Вложения

  • 587-1.webp
    587-1.webp
    49.3 KB · Просмотры: 34
  • 588.webp
    588.webp
    29.9 KB · Просмотры: 36
  • 589.webp
    589.webp
    10.1 KB · Просмотры: 37
  • 590.webp
    590.webp
    27.4 KB · Просмотры: 37
Из листового пластика вырезаются комплектующие детали и склеивается двухстворчатая крышка, закрывающая сопло двигателя большой тяги после прилунения корабля, с целью недопущения подсоса лунной пыли в двигатель через сопло в процессе его остывания. Шарниры крышки выполнены из латунной трубки и вставлены в отверстия, просверленные в крышках.
 

Вложения

  • 591.webp
    591.webp
    18.2 KB · Просмотры: 42
  • 592.webp
    592.webp
    20.2 KB · Просмотры: 38
  • 593.webp
    593.webp
    15.6 KB · Просмотры: 45
Створки крышки устанавливаются на корпус двигательного отсека.
 

Вложения

  • 594.webp
    594.webp
    27.8 KB · Просмотры: 58
  • 595.webp
    595.webp
    31.9 KB · Просмотры: 53
  • 596.webp
    596.webp
    36 KB · Просмотры: 55
  • 597.webp
    597.webp
    32.4 KB · Просмотры: 59
  • 598.webp
    598.webp
    26.6 KB · Просмотры: 51
  • 599.webp
    599.webp
    26.7 KB · Просмотры: 69
Помимо крышки, закрывающей сопло двигателя большой тяги, под днищем двигательного отсека находятся створки отражателя газовой струи, необходимые для взлета корабля с Луны. Отражатель состоит из двух панелей, закрепленных в механизме раскрытия створок. Во время посадки створки находятся в раскрытом состоянии, крышка на сопле двигателя также открыта и ничего не мешает движению газовой струи из работающего двигателя. После посадки крышка закрывает сопло двигателя, предотвращая засасывание лунной пыли в двигатель в процессе его остывания, развернутые створки отражателя схлопываются и в итоге составляют плоскость на некотором удалении от среза сопла двигателя, в дальнейшем выполняющую роль стартового стола для взлетающей кабины с космонавтом. При подготовке корабля к старту с Луны крышка на двигателе открывается, производится одновременный запуск двигателя большой тяги и двух двигателей малой тяги (имеющих в сумме ту же мощность, что и большой двигатель), что делается в целях дублирования работы двигателей и обеспечения безаварийного старта с Луны. При нормальной работе двигателя большой тяги два двигателя малой тяги отключаются и полет продолжается на одном двигателе. В случае аварийного выключения двигателя большой тяги при старте с Луны полет продолжается на двух двигателях малой тяги.
 

Вложения

  • 600.webp
    600.webp
    66.2 KB · Просмотры: 73
  • 601.webp
    601.webp
    93.4 KB · Просмотры: 64
  • 602.webp
    602.webp
    76 KB · Просмотры: 91
  • 603.webp
    603.webp
    44 KB · Просмотры: 70
  • 604.webp
    604.webp
    57.6 KB · Просмотры: 74
  • 605.webp
    605.webp
    57.4 KB · Просмотры: 80
  • 606.webp
    606.webp
    33.3 KB · Просмотры: 47
  • 607.webp
    607.webp
    66.8 KB · Просмотры: 44
  • 608.webp
    608.webp
    46.1 KB · Просмотры: 55
  • 609.webp
    609.webp
    19.1 KB · Просмотры: 52
Заготовки створок вырезаются из листового пластика, склеиваются, обрабатываются напильником с целью придания им окончательной формы. Затем в них вклеиваются поворотные стойки, выполненные из латунной трубки.
 

Вложения

  • 610.webp
    610.webp
    10.7 KB · Просмотры: 43
  • 611.webp
    611.webp
    10.4 KB · Просмотры: 44
  • 612.webp
    612.webp
    9.8 KB · Просмотры: 38
После чего в корпус посадочного агрегата вклеиваются вставки с импровизированными механизмами раскрытия створок.
 

Вложения

  • 613.webp
    613.webp
    27.2 KB · Просмотры: 46
  • 614.webp
    614.webp
    27.9 KB · Просмотры: 55
В посадочные отверстия, заранее просверленных на вставках, устанавливаются панели створок отражателя газовой струи, которые теперь вместе с крышкой двигателя можно по желаниюустановить на любом этапе работы двигателя -посадке, остановке, взлете.
 

Вложения

  • 615.webp
    615.webp
    24 KB · Просмотры: 46
  • 616.webp
    616.webp
    26.1 KB · Просмотры: 44
  • 617.webp
    617.webp
    24.9 KB · Просмотры: 44
  • 618.webp
    618.webp
    31.5 KB · Просмотры: 39
  • 619.webp
    619.webp
    32.3 KB · Просмотры: 42
  • 620.webp
    620.webp
    30.5 KB · Просмотры: 19
Оформление экстерьера корабля ЛК продолжается. На очереди антенны сближения, необходимые для поиска и сближения ЛК и ЛОК. Антенны изготовлены из литника и латунной трубки, после чего установлены на корпус кабины космонавта.
 

Вложения

  • 621.webp
    621.webp
    18 KB · Просмотры: 52
  • 622.webp
    622.webp
    23 KB · Просмотры: 28
  • 623.webp
    623.webp
    25.5 KB · Просмотры: 41
Следом идут всенаправленные антенны радиосвязи. Они также изготовлены из литника и латунной трубки и установлены на штатные места на кабине космонавта.
 

Вложения

  • 624.webp
    624.webp
    14.1 KB · Просмотры: 37
  • 625.webp
    625.webp
    13.4 KB · Просмотры: 45
  • 626.webp
    626.webp
    14.5 KB · Просмотры: 40
Еще один интересный предмет экстерьера корабля- твердотопливные ракетные двигатели прижатия (РДТТ прижатия). Они срабатывают по сигналу датчиков во время касания тарелками посадочных опор поверхности Луны и прижимают посадочный агрегат к лунному грунту, не давая ему возможности "скозлить" или перевернуться и заодно выставляя посадочный агрегат в горизонтальной плоскости, что важно для дальнейшего старта корабля с поверхности Луны.
Корпуса двигателей вытачиваются из литника. Держатели двигателей изготовлены из листового пластика и эмаль провода. При их помощи корпуса двигателей крепятся к раме посадочного агрегата.
 

Вложения

  • 627.webp
    627.webp
    66.8 KB · Просмотры: 44
  • 628.webp
    628.webp
    39.5 KB · Просмотры: 38
  • 629.webp
    629.webp
    16.7 KB · Просмотры: 32
  • 630.webp
    630.webp
    17.5 KB · Просмотры: 36
  • 631.webp
    631.webp
    16.9 KB · Просмотры: 41
  • 632.webp
    632.webp
    15.5 KB · Просмотры: 42
  • 633.webp
    633.webp
    24.4 KB · Просмотры: 30
  • 634.webp
    634.webp
    14.4 KB · Просмотры: 28
  • 635.webp
    635.webp
    26 KB · Просмотры: 103
  • 636.webp
    636.webp
    29.5 KB · Просмотры: 74
Работа над моделью продолжается, но хочется показать историю развития проекта ЛК, а также показать материал о сохранившихся образцах тестовых стендов ЛК. На приведенных ниже рисунках можно увидеть, как менялся внешний облик ЛК в процессе его разработки.

Лунный корабль
Общие сведения


Страна СССР
Применение высадка космонавтов на поверхность Луны
Членов экипажа 1 человек
Технические характеристики
Высота от 5,20 до 5,8 м
Диаметр 4,50 м
Объём 5 м³
Масса от 5560 до 6525 кг

Лунный корабль (ЛК), по заводской нормали 11Ф94 — спускаемый аппарат, космический корабль-часть пилотируемого экспедиционного комплекса Л3, разработанный в КБ Королёва в рамках советской лунно-посадочной программы для высадки на поверхность Луны космонавта.
Предполагалось, что экспедиция на Луну будет осуществляться с использованием комплекса Л3, состоящего из орбитального корабля 7К-ЛОК и посадочного корабля ЛК. Для запуска комплекса разрабатывалась ракета-носитель Н-1. В связи с тем, что грузоподъёмность этой ракеты была меньше американской ракеты-носителя «Сатурн-5», советский лунный корабль уступал по характеристикам американскому ЛМ, в частности пришлось отказаться от первоначальной идеи экипажа в два человека и ограничиться только одним космонавтом. В пилотируемых экспедициях за месяц до полёта на Луну комплекса Л3 с космонавтами планировалась доставка на поверхность Луны другим комплексом Л3 в автоматическом режиме запасного корабля ЛК-Р, который вместе с луноходами также служил бы радиомаяком.

Конструкция

Лунный корабль ЛК состоял из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока Е. Электроснабжение ЛК осуществлялось химическими аккумуляторами, установленными снаружи на раме ЛПА и в приборном отсеке. Система управления строилась на базе бортовой цифровой вычислительной машины и имела ручную систему управления, позволявшую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. ЛПА имел четыре ноги-опоры с сотовыми поглотителями излишней вертикальной скорости посадки и оставался на Луне при возвращении ЛК на лунную орбиту для стыковки с ЛОК.
ЛК стыковался к ЛОК, но в конструкции не было внутреннего люка-лаза, поэтому переход космонавта должен был происходить через открытый космос в скафандре «Кречет».

Испытательные полёты

ЛК был трижды запущен в беспилотном варианте Т2К на орбиту Земли. Первый запуск, «Космос-379», состоялся 24 января 1970 года, второй, «Космос-398», — 21 февраля 1971 года, и третий, «Космос-434», — 12 августа 1971 года; для запусков использовалась ракета-носитель «Союз-Л». Все три полёта прошли успешно, было принято решение, что ЛК готов для пилотируемых полётов.

Отмена проекта

Высадка американцев на Луну в 1969 году обозначала проигрыш в лунной гонке, однако работы по проекту шли до начала 1970-х гг. Неудачные испытания ракеты Н-1 привели в конечном итоге к закрытию советской лунной программы.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    58.9 KB · Просмотры: 190
  • 2.webp
    2.webp
    44.1 KB · Просмотры: 101
  • 3.webp
    3.webp
    77.2 KB · Просмотры: 88
  • 4.webp
    4.webp
    71 KB · Просмотры: 74
  • 5.webp
    5.webp
    75.7 KB · Просмотры: 89
  • 6.webp
    6.webp
    57.8 KB · Просмотры: 91
  • 7.webp
    7.webp
    32.3 KB · Просмотры: 101
  • 8.webp
    8.webp
    62.8 KB · Просмотры: 81
  • 9.webp
    9.webp
    29.3 KB · Просмотры: 145
  • 10.webp
    10.webp
    49.5 KB · Просмотры: 100
  • 11.webp
    11.webp
    50.6 KB · Просмотры: 154
  • 12.webp
    12.webp
    23.5 KB · Просмотры: 93
  • 13.webp
    13.webp
    54.4 KB · Просмотры: 202
  • 14.webp
    14.webp
    89.4 KB · Просмотры: 109
Местонахождение

Существует пять Лунных кораблей разной степени готовности, они находятся при Московском авиационном институте, РКК Энергия в Королёве, академии Можайского в Санкт-Петербурге, Тамбовском арсенале ВКС РФ (ЛК в настоящее время перемещен в «Парк Патриот») и филиале университета им. Баумана в Орево.
Трудно судить, что хуже, что лучше по комплектности – это модели разных стадий проработки. Лунный посадочный модуль практически был готов к запуску, но, к сожалению, не был готов носитель H1 и полёт не состоялся.

Показ существующих ныне образцов ЛК начинается с кафедры МАИ "Космические системы и ракетостроение".
Представленный на кафедре ЛК – это полноразмерный, практически наполненный необходимыми приборами и агрегатами аппарат, конструкционно повторяющий тот лунный посадочный модуль, который должен был полететь, подчёркивает заведующий кафедрой "Космические системы и ракетостроение", академик Олег Алифанов. Он отмечает: "Предоставленный аппарат, по сути, является комплексным стендом, который предназначался для проведения испытаний по отработке посадки на Луну. То есть часть приборов и агрегатов – это габаритно-массовые аналоги тех, которые должны были использовать на реальном аппарате, а другая часть – это реальные приборы и агрегаты данного изделия. Например, двигательная установка. Проект была начат ещё при Сергее Королёве, а затем продолжен под руководством Василия Мишина. Работы, которые по нему проводились, достаточно подробно изложены в книге «Воспоминания о Лунном корабле», автор которой, Вячеслав Филин, был одним из разработчиков аппарата".
После закрытия советской лунной программы разрабатываемый в королёвском ОКБ-1 (затем ЦКБЭМ, а ныне – ОАО "РКК "Энергия") модуль перевёз в МАИ преемник Королёва и основатель кафедры "Проектирование и конструкции летательных аппаратов" (ныне кафедра "Космические системы и ракетостроение" Аэрокосмического факультета) Василий Мишин.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    65.1 KB · Просмотры: 142
  • 2.webp
    2.webp
    53.7 KB · Просмотры: 69
  • 3.webp
    3.webp
    153.2 KB · Просмотры: 47
  • 4.webp
    4.webp
    68.8 KB · Просмотры: 49
  • 5.webp
    5.webp
    70.5 KB · Просмотры: 38
  • 6.webp
    6.webp
    129.3 KB · Просмотры: 55
  • 7.webp
    7.webp
    108.3 KB · Просмотры: 51
  • 8.webp
    8.webp
    100.6 KB · Просмотры: 41
  • 9.webp
    9.webp
    86.4 KB · Просмотры: 57
Еще один ЛК находится в музее РКК "Энергия" - организации, где он и разрабатывался с самого начала.
Уже при первом сравнении этих двух показанных выше аппаратов, видны различия в их конструктивных элементах.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    62.3 KB · Просмотры: 61
  • 2.webp
    2.webp
    87.5 KB · Просмотры: 77
  • 3.webp
    3.webp
    78.7 KB · Просмотры: 34
  • 4.webp
    4.webp
    95 KB · Просмотры: 84
  • 5.webp
    5.webp
    99.7 KB · Просмотры: 84
  • 6.webp
    6.webp
    91.4 KB · Просмотры: 75
Третий аппарат ЛК обрел свое место жительства в музее Военно-Космической академии им. А.Ф. Можайского в С-Петербурге.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    59.4 KB · Просмотры: 39
  • 2.webp
    2.webp
    69.4 KB · Просмотры: 29
  • 3.webp
    3.webp
    64.9 KB · Просмотры: 32
  • 4.webp
    4.webp
    81.3 KB · Просмотры: 29
  • 5.webp
    5.webp
    73.5 KB · Просмотры: 73
  • 6.webp
    6.webp
    71.7 KB · Просмотры: 23
Четвертый образец ЛК после закрытия программы пилотируемого полета и посадки на Луну находился на хранении в Тульском арсенале ВКС РФ, а в настоящее время является экспонатом космической экспозиции в парке "Патриот" в Кубинке.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    101.7 KB · Просмотры: 84
  • 2.webp
    2.webp
    77.8 KB · Просмотры: 119
  • 3.webp
    3.webp
    86.4 KB · Просмотры: 70
Пятый аппарат ЛК находится в МВТУ им.Баумана на его базе в Орево.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    74.6 KB · Просмотры: 276
  • 2.webp
    2.webp
    67.7 KB · Просмотры: 261
  • 3.webp
    3.webp
    78.9 KB · Просмотры: 416
  • 4.webp
    4.webp
    62.8 KB · Просмотры: 289
  • 5.webp
    5.webp
    65.3 KB · Просмотры: 270
  • 6.webp
    6.webp
    98.8 KB · Просмотры: 270
В сети найден также ряд снимков, на которых показаны ЛК в учебных аудиториях, и часть блоков корабля с сечениями, показывающими внутренности аппарата.
Но привязать данные снимки к конкретному месту их нахождения я не смог, по причине отсутствия таковой информации на снимках.
 

Вложения

  • 1.webp
    1.webp
    60.5 KB · Просмотры: 62
  • 2.webp
    2.webp
    58.2 KB · Просмотры: 57
  • 3.webp
    3.webp
    57.4 KB · Просмотры: 63
  • 4.webp
    4.webp
    75.4 KB · Просмотры: 57
  • 5.webp
    5.webp
    38.1 KB · Просмотры: 91
  • 6.webp
    6.webp
    64.9 KB · Просмотры: 51
  • 7.webp
    7.webp
    68.5 KB · Просмотры: 38
Назад
Сверху