• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

ЛК- лунный пилотируемый модуль СССР по программе Н1-Л3

Пока корпуса сборок сохнут, из пишущих узлов шариковых ручек при помощи шуруповерта, напильника, сверл и алмазного отрезного диска и фигурного бора изготавливаются сопла двигателей, отвечающих за тангаж и рысканье. Сопла попарно склеиваются и оборачиваются в алюминиевую ленту-самоклейку.
 

Вложения

  • 726.JPG
    726.JPG
    68 KB · Просмотры: 22
  • 725.jpg
    725.jpg
    58.5 KB · Просмотры: 29
  • 729.JPG
    729.JPG
    49.6 KB · Просмотры: 27
  • 727.JPG
    727.JPG
    70.9 KB · Просмотры: 25
  • 728.JPG
    728.JPG
    56.8 KB · Просмотры: 24
После сушки корпуса сборок обработаны напильником и шкуркой, после чего соединены с соплами. Сопла, отвечающие за закрутку ЛК, изготовлены из латунной трубки и вклеены в корпуса.
 

Вложения

  • 730.JPG
    730.JPG
    38.8 KB · Просмотры: 23
  • 731.JPG
    731.JPG
    37.8 KB · Просмотры: 29
Двигательные сборки ориентации ЛК устанавливаются на консоли блока ориентации, а собранный блок , в свою очередь, занимает штатное место над кабиной космонавта.
 

Вложения

  • 732.jpg
    732.jpg
    85.5 KB · Просмотры: 94
  • 733.JPG
    733.JPG
    36.8 KB · Просмотры: 25
  • 734.JPG
    734.JPG
    48.5 KB · Просмотры: 26
  • 735.JPG
    735.JPG
    54.7 KB · Просмотры: 31
  • 736.JPG
    736.JPG
    45 KB · Просмотры: 26
  • 737.JPG
    737.JPG
    53.6 KB · Просмотры: 89
Ну, я так думаю, что полет советских космонавтов на Луну не должен был закончиться только закреплением на ее поверхности древка с флагом СССР. Помимо сбора лунного грунта наверняка была запланирована еще какая-то научная программа - расстановка научного оборудования- сейсмографа, зеркального уголкового отражателя, детектора излучений и т.д. И все это необходимо было привезти на Луну, а для этого нужны были контейнеры, закрепленные на раме ЛК. В сохранившихся до наших времен образцах ЛК никаких контейнеров нет, поэтому приходится немного фантазировать и делать модель по мотивам.
Решено изготовить две пары контейнеров, несколько отличающихся друг от друга по форме и размерам. Для их изготовления применен листовой пластик и проволока. Первыми собраны контейнеры большего размера.
 

Вложения

  • 743.JPG
    743.JPG
    51.8 KB · Просмотры: 22
  • 744.JPG
    744.JPG
    36.8 KB · Просмотры: 30
  • 742.JPG
    742.JPG
    51.6 KB · Просмотры: 21
  • 740.jpg
    740.jpg
    69.9 KB · Просмотры: 71
  • 739.jpg
    739.jpg
    121.1 KB · Просмотры: 39
  • 738.jpg
    738.jpg
    82.4 KB · Просмотры: 100
  • 741.JPG
    741.JPG
    48.2 KB · Просмотры: 24
Следом за ним из листового пластика вырезаны и склеены пара контейнеров меньшего размера.
 

Вложения

  • 745.JPG
    745.JPG
    59.1 KB · Просмотры: 25
  • 746.JPG
    746.JPG
    47.2 KB · Просмотры: 24
  • 747.JPG
    747.JPG
    42.7 KB · Просмотры: 27
  • 748.JPG
    748.JPG
    42.2 KB · Просмотры: 20
После чего контейнеры установлены при помощи проволочных штифтов на раме ЛПА ЛК.
 

Вложения

  • 750.JPG
    750.JPG
    65.3 KB · Просмотры: 44
  • 749.JPG
    749.JPG
    69.2 KB · Просмотры: 55
Леонид, вот это очень интересно, первый раз слышу о такой технологии ?... :)
 
Нельзя ли об этом подробнее?

О работе над программой пилотируемого полета советских космонавтов на Луну очень подробно описано в книге конструктора Филина "Воспоминания о лунном корабле" Книга есть в интернете, очень советую прочитать, узнаете много интересного. Я несколько исказил информацию, написав, что использовалась титановая стружка.На самом деле использовалась титановая гофрированная лента. Эту ошибку я в тексте выше исправил.
А вот отрывок из книги о выборе энергопоглотителя удара при прилунении:

Вернемся к энергопоглотителям. Первое, что приходило в голову, это использовать в качестве энергопоглотителя пружины и обыкновенный храповник, но диаграмма обжатия у пружины показывает, что поглощается всего 50 % энергии от возможной. Предлагались срезные амортизаторы, которые представляли собой резец, снимающий стружку с поршня. Есть и такие в технике. Но у таких поглотителей настолько велик разброс характеристик, что, несмотря на полную диаграмму поглощения энергии, от их применения отказались. Не сразу мы пришли к убеждению, что для нашего корабля в трубах-опорах следует использовать сотовые пакеты из металлической фольги. Стали подбирать вначале фольгу, потом ячейку, от этого выбора зависела сила сопротивления. Пришлось отказаться от алюминиевой фольги — не смогли подобрать необходимую величину силы сопротивления. Предложили титановую фольгу. Она по своим свойствам теоретически нас устраивала, но как изготовить эти вкладыши? Стали изготавливать пакеты путем намотки в рулон гофрированной ленты и сразу же прихватывали слои точечной сваркой. Такие сотовые вкладыши обладали одним очень важным свойством: они пропускали через себя вполне определенную силу, причем обладали стабильными свойствами, несмотря на технологические отклонения в изготовлении. За счет потери устойчивости отдельных сотовых ячеек они при обжатии выдавали одну и ту же силу сопротивления. Не обошлось и без курьезов. В первый момент времени происходил некоторый заброс по величине этой силы. Но это убрать оказалось не так сложно. Ввели предварительное небольшое технологическое обжатие. Так и получили вкладыши, позволяющие эффективно гасить посадочные скорости.
 
Оформление экстерьера ЛК продолжается.
В описании конструкции ЛК дается информация, что на раме ЛПУ крепилась комплексная исследовательская установка (КИУ) массой 105 кг, в состав которой входил операционный манипулятор "ААЛ" массой 59,17кг и электробур с ресурсом работы 60мин.
Стал искать информацию по КИУ и ААЛ, но никаких подробностей в Сети не нашел.
Какую-то часть информации удалось снять с рисунка, на котором изображен ЛК, космонавт на Луне в скафандре "Кречет", расставленные на поверхности Луны приборы и буровая установка на раме ЛПУ, а также какая-то маленькая самобеглая коляска с приемной рамкой-катушкой.
С конструкцией буровой установки заморачиваться не стал, все их конструкции были отработаны на лунных станциях-автоматах. Поэтому за основу взял буровую установку с АМС "Луна-24", но всю ее повторять на стал, а взял только бурильный станок, отбросив верхнюю часть установки, где находилось устройство для автоматической закладки добытого керна в спускаемый аппарат ракеты "Луна-Земля"
 

Вложения

  • 751.jpg
    751.jpg
    91.7 KB · Просмотры: 100
  • 752.JPG
    752.JPG
    80.9 KB · Просмотры: 45
  • 753.jpg
    753.jpg
    86.6 KB · Просмотры: 109
  • 754.jpg
    754.jpg
    47.7 KB · Просмотры: 39
  • 755.jpg
    755.jpg
    85.9 KB · Просмотры: 29
  • 756.jpg
    756.jpg
    77.3 KB · Просмотры: 59
Для изготовления деталей электробура понадобился листовой пластик, латунная трубка, инъекционные иглы, полоска листовой латуни от фотоэчета.
Из пластика и инъекционных игл был собран корпус редуктора с приводом буровой штанги.
Направляющая каретка была спаяна из листовой латуни и латунных трубок.
Рама с направляющими для корпуса редуктора была спаяна из латунных трубок (вполне возможно, что это и есть тот самый операционный манипулятор "ААЛ")
 

Вложения

  • 759.JPG
    759.JPG
    65.1 KB · Просмотры: 24
  • 758.JPG
    758.JPG
    50.6 KB · Просмотры: 27
  • 757.JPG
    757.JPG
    42 KB · Просмотры: 14
Производим сборку деталей и получаем в итоге буровую установку, в которой каретка с корпусом редуктора и приводом может перемещаться по направляющим, вводя тем самым буровую колонку в грунт.
 

Вложения

  • 760.JPG
    760.JPG
    42.8 KB · Просмотры: 29
  • 761.JPG
    761.JPG
    38.8 KB · Просмотры: 34
  • 762.JPG
    762.JPG
    63.9 KB · Просмотры: 18
Бур установлен на раму ЛПУ, к нему подведены кабеля электропитания от аккумуляторных батарей, размещенных в блоке на раме ЛПУ. Пока все стоит косо-криво, но при окончательной сборке, после покраски, все будет приглажено и причесано.
 

Вложения

  • 763.JPG
    763.JPG
    63.1 KB · Просмотры: 77
  • 764.JPG
    764.JPG
    64.5 KB · Просмотры: 30
А далее работа продолжается над заполнением внешней поверхности кабины космонавта, лежащей на обратной стороне от выходного люка. А здесь сосредоточены элементы стыковочного узла кабель-мачты, соединяющей взлетную ступень с посадочной, а также узел приборов, отвечающих за газо- водораспределение на ЛК
 

Вложения

  • 765.jpg
    765.jpg
    99.8 KB · Просмотры: 28
  • 766.jpg
    766.jpg
    119.5 KB · Просмотры: 45
Работа начинается с приемного устройства кабель-мачты, установленного на боковой поверхности приборного отсека.
Для его изготовления понадобилась пластинка листового алюминия, листовой пластик, инъекционная игла, латунная трубка, литники.
Заготовки нарезаны, металлические части спаяны и согнуты в нужную конфигурацию, которая отслеживается по фотоснимкам, плата размечена и просверлена и все детали собраны в узел, который установлен на свое штатное место.
 

Вложения

  • 768.jpg
    768.jpg
    65.9 KB · Просмотры: 30
  • 773.JPG
    773.JPG
    31.2 KB · Просмотры: 29
  • 772.JPG
    772.JPG
    51.7 KB · Просмотры: 29
  • 771.JPG
    771.JPG
    56.6 KB · Просмотры: 22
  • 770.JPG
    770.JPG
    57.3 KB · Просмотры: 22
  • 769.JPG
    769.JPG
    66.2 KB · Просмотры: 27
  • 767.jpg
    767.jpg
    99.6 KB · Просмотры: 28
Следом идет работа над распредустройством. Для его изготовления понадобился листовой пластик, горошина от четок и латунные трубки, для имитации многочисленных соединителей.
Пластик нарезан в заготовки и склеен в конструкцию, несколько похожую на то, что изображено на фото.
 

Вложения

  • 775.jpg
    775.jpg
    94.8 KB · Просмотры: 42
  • 781.JPG
    781.JPG
    44 KB · Просмотры: 22
  • 780.JPG
    780.JPG
    42.3 KB · Просмотры: 31
  • 779.JPG
    779.JPG
    42.3 KB · Просмотры: 23
  • 778.JPG
    778.JPG
    37.6 KB · Просмотры: 19
  • 777.JPG
    777.JPG
    48 KB · Просмотры: 22
  • 776.JPG
    776.JPG
    43.9 KB · Просмотры: 35
  • 774.jpg
    774.jpg
    92.3 KB · Просмотры: 31
После сушки в пластике были просверлены установочные отверстия, в которые вклеены отрезки латунных трубок.
 

Вложения

  • 782.JPG
    782.JPG
    50.4 KB · Просмотры: 27
  • 783.JPG
    783.JPG
    48.6 KB · Просмотры: 26
  • 784.JPG
    784.JPG
    44.2 KB · Просмотры: 23
  • 785.JPG
    785.JPG
    51.4 KB · Просмотры: 24
Приемное устройство кабель-мачты и распредустройство установлены на кабину космонавта. Теперь после покраски предстоит кропотливая работа по их обвязке электрожгутами и трубопроводами.
 

Вложения

  • 786.JPG
    786.JPG
    63.7 KB · Просмотры: 22
  • 787.JPG
    787.JPG
    63.5 KB · Просмотры: 26
А перед данной процедурой из латунной трубки спаяна конструкция откидной штанги кабель-мачты с держателями для крепления трубопроводов.
 

Вложения

  • 788.JPG
    788.JPG
    41.3 KB · Просмотры: 23
  • 789.JPG
    789.JPG
    45.1 KB · Просмотры: 26
  • 790.JPG
    790.JPG
    44.8 KB · Просмотры: 26
Назад
Сверху