• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Усилитель для наушников. В поисках тёплого звука

Рыбак

Новые
Регистрация
21 Фев 2015
Сообщения
246
Реакции
45
Баллы
0
Усилитель для наушников. В поисках тёплого звука

В поисках информации по усилителю Худа набрёл вот на такую схему:

усь из старых наушниковый.PNG.webp

Которая появилась на свет из вот такого усилителя класса А:

А класс на 741 старый.PNG.webp

Схема заинтересовала, решил повторить. В итоге получилось вот это:

ААААА.PNG.webp

Звук приятный. Мягкий, тёплый, прозрачный, как и обещал автор схемы. Высокие, низкие - всё на месте. Снизил пока в одном канале сопротивление резистора между эмиттером и коллектором транзисторов выходного каскада с 10 до 7,5 Ом в надежде поднять ток потребления. В итоге ток вырос с 17 мА до 19 мА. Надо ещё уменьшать. Резистор обратной связи тоже уменьшил со 100 до 82 кОм, чтобы уменьшить усиление. Хотя звук уже хороший. Да и схема интересная на мой взгляд. Эмиттерный повторитель в связке с...не знаю, как это назвать. Питание 9 вольт в каждом плече. L7809 и 7909 в качестве стабилизаторов. Фона нет, всё тихо. Ток потребления маловат, поэтому появилось желание увеличить питающее напряжение на вольт-полтора и уменьшить номинал уже упомянутого резистора.
 
Транзисторы на выходе - SC4793. Подобраны в пару. Перед ними - BC550-560. Тоже в паре. ОУ пока TL082.
 
Уменьшил сопротивление резистора R6 до 5,6 Ом. Ток покоя вырос до 26 мА. Пробовал и номиналы резисторов R3 и R5 снизить до 5,1 кОм, а резистором R4 выставить на базе транзистора Q1 прежние 1,2 вольта напряжения. Тогда ток потребления вырастает до 45 мА. Но потом отказался. Оставил изменёнными только R6, потому что теперь усь уже точно работает в А классе. Конечно, тех тугих басов, которые выдают ус-ли с бОльшим током покоя, нет. А вот высокие слышны чётче. Сравнивал с усями на основе Худа и буфера Никитина. Видимо составной транзистор своим коэффициентом усиления "вытягивает" те инструменты, которые не могут вытянуть транзисторы, включённые по другому. Хорошая схема. Надо теперь попробовать её повторить на транзисторах с корпусом Т92 без всяких радиаторов, потому что нагрев как таковой отсутствует - как пишут умные люди - составной транзистор открывается уже на малых токах потребления. Для "дачного" варианта.
 
Другое включение ОУ и звук стал строже.

Схема.webp
усь.webp

Ток покоя обоих каналов - 50 мА. Конденсаторы поставлены на выходе, чтобы не возникло недоразумений с наушниками того, кто будет слушать. Мало ли. Вдруг будут какие-нибудь баксов за 100. Или за 200. А делать защиту лениво.
 
Транзисторы на выходе нагреваются, но терпимо для руки. Если уменьшить номинал резистора на выходе с 10 Ом до 8,2 Ом, ток покоя вырастает до 35 мА на канал и вот тогда транзисторы нагреваются уже существенно. ОУ поставил MC1458P. Попробовать. Универсальный. 1,1 МГц.
 
Более собранный звук. Более сбалансированный. Может быть в ущерб лёгкости звучания, но зато солиднее, с более насыщенными низами. Хотя низы могут увеличиться и за счёт коэффициента усиления транзисторов, который у каждого из четырёх на канале более пятисот.
 
А Я ВОТ НЕ ПОНЯЛ, ЗАЧЕМ ВХОДНОЙ КОНДЕР НА 1 МКФ ( НЕ ЭЛЕКТРОЛИТ ) ШУНТИРОВАТЬ КОНДЕРОМ НА 0,1 МКФ ? ЭТО ЧТО БЫ ПОЛУЧИЛОСЬ 1,1 МКФ ? ТАК ЖЕ МНЕ НЕ СОВСЕМ ЯСНО, ЗАЧЕМ ВЫХОДНОЙ КОНДЕР , НА СЕЙ РАЗ ЭЛЕКТРОЛИТ НА 1000 МКФ, ШУНТИРОВАТЬ ЭЛЕКТРОЛИТОМ НА 100 МКФ? И ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НА ВЫХОДЕ УСИЛИТЕЛЯ С ДВУПОЛЯРНЫМ ПИТАНИЕМ, НУЖЕН НЕЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, В ВИДЕ КОНДЕРА? ЕСТЬ ОПАСЕНИЯ, ЧТО ПРОБЬЕТ ВЫХОДНОЙ ТРАНЗИСТОР, И НАУШНИКИ СГОРЯТ?
 
Саня,чего капсом дэлаешь? :ctivo:
Я подозреваю на выходе автор типо защиты. Но не выход конечно ясно.
Насчет емкостей Рыбак звиняй,хрень из по ногтей. Можно пробовать соединение лит-пленка
 
С Вегалаба: "Многие европейские и американские производители Хай-энда занимаются как запараллеливанием однотипных конденсаторов, так и набором бутербродов из конденсаторов различных типов, конструкций и габаритов. Мне тоже такое дело не очень нравилось из-за возможного размножения резонансов, но я слышал усилитель, в котором было запараллелено штук 80 панасоников по 1000 мкФ, звучал он здорово. Дело в том, что у такого запараллеленого блока кондеров очень низкий импеданс и большая скорость обмена энергией. Возможно, из-за этого, усилитель звучал очень энергично, быстро, при этом никакой жесткости не было, так что резонансы были не слышны.
С другой стороны, шунтирование электролитов пленкой может иметь неудачные сочетания, это тоже удавалось слушать.
 
ЕСТЬ ОПАСЕНИЯ, ЧТО ПРОБЬЕТ ВЫХОДНОЙ ТРАНЗИСТОР, И НАУШНИКИ СГОРЯТ?

Есть опасения. Однажды из одной колонки, вместо музыкальных гармоничных звуков пошёл грозный гул, и сразу запахло начавшей гореть изоляцией от катушки динамиков.
Усь тот был акулиничевский. А когда обжёгся на молоке, и на воду дуешь. Хотя понимаю консерватизм здешних технарей, всё иное воспринимающих как сектантство.
 
Рыбак, здесь не в сектантстве дело, а в здравом смысле. Первое: если боитесь за наушники, то сделайте защиту от постоянки, по качеству она даст фору даже самым фирмовым "кондерам для высокого конца". Второе: Цитата с вегалаба верная, но в другом контексте. Массив из конденсаторов имеет преимущество только в сильноточных цепях, там где их ESR оказывает существенное влияние на мгновенно отдаваемый в нагрузку ток, например - в цепях питания мощных усилителей. Шунтирование же входного кондера - вообще бред, второй конденсатор там как зайцу стопсигнал. Эффект от такого бутерброда будет заметен на частотах лежащих далеко за пределами слышимого диапазона. Физику не обманешь.
Да, и почему нет ФНЧ по входу?
 
Именно на здравый смысл и опирался. Слушал уси с конденсаторами на входе 0,1 мкФ. И 100 мкФ на выходе. Слышны только высокие частоты. Но зато какие высокие! Эталон прозрачности! Вот с точки зрения моего здравого смысла и появилась у меня теория, что когда разделительный конденсатор пропускает через себя весь спектр звуковых частот, какие то частоты могут подавлять другие частоты. Например, средние будут подавлять высокие. А конденсатор в 0,1 мкФ на входе ус-ля будет проводить только верхний спектр частот. Как и стомикрофарадный на выходе этот спектр проведёт уже непосредственно на наушники. Хотя с точки зрения физики это может показаться нелепым. НО. (у меня тоже капслок есть) - пожилым людям с пониженным восприятием частотного диапазона (не выше 12500 Гц) давали слушать музыкальные композиции. И когда во время эксперимента в сигнале увеличивали частоты выше 16000 Гц, большинство слушателей, тем не менее, отмечали улучшение качества звучания. Это вот совсем недавно нашёл такую информацию. Да, всякие там обертоны заметны и в пожилом возрасте.
 
По поводу фильтра нижних частот на входе. Вот схема усилителя для наушников JLH. На входе тоже фильтра нет.
JLH усь наушниковый от автора.PNG.webp
 
Именно на здравый смысл и опирался. Слушал уси с конденсаторами на входе 0,1 мкФ. И 100 мкФ на выходе. Слышны только высокие частоты. Но зато какие высокие! Эталон прозрачности!
Эталон кривой АЧХ.

Вот с точки зрения моего здравого смысла и появилась у меня теория, что когда разделительный конденсатор пропускает через себя весь спектр звуковых частот, какие то частоты могут подавлять другие частоты. Например, средние будут подавлять высокие. А конденсатор в 0,1 мкФ на входе ус-ля будет проводить только верхний спектр частот. Как и стомикрофарадный на выходе этот спектр проведёт уже непосредственно на наушники.
Без обид, но здравого смысла тут - ноль. Опять же подавление одних частот другими - и есть кривая АЧХ, с которой надо бороться линеаризацией схемы, а не добавлением еще большей кривизны. Здесь клин клином не вышибить.

Хотя с точки зрения физики это может показаться нелепым.
Это кажется нелепым практически со всех точек зрения.
пожилым людям с пониженным восприятием частотного диапазона (не выше 12500 Гц) давали слушать музыкальные композиции. И когда во время эксперимента в сигнале увеличивали частоты выше 16000 Гц, большинство слушателей, тем не менее, отмечали улучшение качества звучания. Это вот совсем недавно нашёл такую информацию. Да, всякие там обертоны заметны и в пожилом возрасте.
Пример не удачный. Мы сейчас не о обрезании части звукового диапазона говорим, а о внесении дополнительных искажений усилителем, который должен максимально "прозрачным" быть.

По поводу фильтра нижних частот на входе. Вот схема усилителя для наушников JLH. На входе тоже фильтра нет.
Не надо ровняться на его отсутствие, усилитель может всякой дряни нахватать по входу, вплоть до неустойчивой работы устройства.
 
Рыбак, попробуйте собрать вот такой вот ушничок, на паяльнике его очень хвалили. Я его скоро тоже соберу, платы уже готовы. Автор сей схемы Иван, известный на многих форумах под ником 25602
PA.png.webp
 
Вот схема усилителя для наушников JLH. На входе тоже фильтра нет.
Это не показатель. Мы все очень уважаем товарища Худа, но фильтр на входе должен быть обязательно : причём как НЧ, так и ВЧ. Ничего плохого в этом я не вижу, а вижу только хорошее, доброе , вечное. Эта схема конечно же будет работать и без фильтров, но лучше их поставить. Не буду объяснять зачем. И так , надеюсь ясно.
 
шунтирование электролитов пленкой может иметь неудачные сочетания
Теперь хочу сказать несколько слов о электролитах. Эти ребята являются источниками высокочастотных искажений звукового сигнала. Кроме того, внутренние потери конденсатора напрямую зависят от частоты приложенного сигнала. Чем частота сигнала выше, тем больше потери. Иными словами, электролитический конденсатор начинает себя вести как нелинейный резистор. Чтобы уменьшить нелинейные искажения в электролитических конденсаторах, параллельно им включают бумажный, или плёночный конденсатор. Потери в этих конденсаторах гораздо меньше, чем у электролитов, и нелинейные свойства тоже значительно ниже. В виду того, что нелинейные свойства у электролитов начинают возрастать с частоты около 2 - 3 кГц, ёмкость шунтирующих кондёров может быть меньше , чем у электролитов на 1 - 2 порядка.
 
Назад
Сверху