• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

Высококачественный УМЗЧ М.Арасланова

Vadim 161

Moderator
Регистрация
13 Авг 2013
Сообщения
2,974
Реакции
133
Баллы
0
Высококачественный УМЗЧ М.Арасланова

Всем привет! Сегодня я бы хотел представить вам простой и высококачественный УМЗЧ М.Арасланова. Входной каскад построен на операционном усилителе DA1, на полевом транзисторе VT1 построен генератор стабильного тока (ГСТ). На транзисторах VT2,VT3,VT6,VT7,VT8,VT9 построен выходной каскад. На транзисторах VT4,VT5,VT10 и тиристоре VS1 построена защита выходного каскада.

Основные технические характеристики:

Номинальная выходная мощность на нагрузку 4 Ом - 50Вт.
Коэффициент гармоник в номинальном диапазоне частот - 0,03%.
Неравномерность АЧХ в номинальном диапазоне частот 20...20 000Гц не более 1Дб.
Скорость нарастания выходного напряжения не менее 20В/мкс.
Выходное сопротивление в диапазоне частот 20...20 000Гц не более 0,04.
Относительный уровень помех не более 100Дб.

Настройка:

Настройка данного усилителя сводится лишь к установлению тока покоя в пределах 100мА, при помощи подстроечного резистора R8.

Немного о замене деталей:

ОУ DA1 можно заменить на К574уд1/КР574уд1, TL071, TL 081, OPA132, OPA134.
Транзисторы КТ315/КТ361 можно заменить на КТ3102А/КТ3107А, КТ3102Б/КТ3107Б, BC546/BC556, 2n5551/2n5401.
Транзисторы КТ644/КТ646 можно заменить на КТ816Г/КТ817Г, КТ814Г/КТ815Г, BD139/BD140, 2SA1837/2SC4793.
Транзисторы КТ818/КТ819 можно заменить на КТ818Г/КТ819Г, TIP35/TIP36, 2SA1943/2SC5200.
Транзистор КП303Г можно заменить на КП303Е, КП303Д.
Диоды VD3/VD4 лучше не менять, ибо при их замене на импортные может начать "плавать" ток покоя.

Вложения:

Ниже представлена принципиальная схема УМЗЧ, печатная плата моей разработки, печатная плата с защитой ВК разработанная автором, и фото одного из первых прототипов этого усилителя. В архивчике платы в спринте и вырезки из журнала. Всего мною было построено три экземпляра (6 плат) данного усилителя.

схема.webp12345.webp123456.webp20170720_194530.webp

Посмотреть вложение УМЗЧ М.Арасланова.RAR

С уважением, Вадим.
 
Первые две платы (одна из них на фото) пока лежат без дела, это были так сказать опытные образцы, другие две я встроил в Китайские полочные колонки Seven, ну а третий прототип в скромненьком корпусе из пошпаклеванной и окрашенной фанеры, могу завтра сфоткать.
Кстати, сейчас продавцы совсем обнаглели, по 100Р деру за один КП303 позолочённый, но я таки в одном месте по 40Р надыбал :)
 
Почему на схеме, в качестве комплементарной пары к транзистору КТ315, использован КТ313, а не КТ361?
 
Ну, наконец то! Вадик, тебе огромный респект! На конец то появилась интересная тема. А то такая скукотища....
 
Дык они все из журналов РАДИО , и никто до сих пор их не собирал.
 
Focus 016, спасибо! у меня еще есть в закромах полусобранные платы УМ ВВ Сухова, хочу и его запустить, как соберу ,так и тему создам.
 
Ну а где восторги от прослушивания?)))
 
Да , напишите с чем ,с каким можно сравнить звучание этого усилителя.
 
Ну, каждый человек слышит один и тот же усилитель по разному:)
В принципе, звук мне нравится напоминает усилитель Акулиничева, своими четкими и звонкими высокими частотами, басс приятный, не "пердящий", а достаточно мягкий, примерно такой же как у усилителя Зуева, в общем мне нравиться! Слушал на 35АС016 проклеенной изнутри синтепоном и с перебранными фильтрами.
 
Кстати, сейчас продавцы совсем обнаглели, по 100Р деру за один КП303 позолочённый, но я таки в одном месте по 40Р надыбал
n Использую в своих схемах транзистор BF245c. Он лучше, и у него выше стойкость к статике.
 
Последнее редактирование:
Автору поклон за проделанную работу. Сам собирал УНЧ А. в 1990 г. на родной Араслановской плате- 2 шт.Слушал на Peerless 1120, на 35 ас 212 с темброблоком Галченкова. Сравнивал по звуку с Брагинским 1, УНЧ Одиссей 010 , Кумир не помню какой, Прибой ламповый 50 вт\канал.
Из сравнения с Брагинским сделал, на мой взгляд( теперешний) неверный выбор в пользу Брагина. Это связано с низкой чувствительностью Араслановского УНЧ. При меньшем напряжении на выходе тонкомпенсированного преда Галченкова, естественно Брагин звучит посочнее . Когда , в 2018 г. повторил Арасланова и Брагина, но добавил к Арасланову нормирующий усилитель по мотивам Солнцева с параллельником на выходе, понравился больше Арасланов .Звук как бы теплее, маслянистее( извините, это у меня невольные образные сравнения) . Хотя и Брагин достоин всяческой похвалы- на сравнительных прослушиваниях на акустике s90f без темброблока уделал усилители недорогие, конечно , но тем не менее: PIONEER A 307, какой то TECHNICS срежимом супер а ньюс( извините за корявость языка), NAD новый за 35 т.р. Прослушивали несколько непрофессионалов и одна профессиональная настройщица фортепиано со стажем 40 лет. Материал относительно разный , включая фортепиано, духовые , попсу, блюз, рок. В режиме flac c старенькой звуковухой 24* 192 .разницу отметили все разительную, это несмотря на то , что я и настройщица вряд ли слышим выше 12 кгц в силу возраста. На выходе Брагина естественно 5200 с парой, микросхема 544 уд2 из прошлого - СССР.
 
ps Вспомнил : при прослушивании в 90 г Араслановского и Прибоя не смог отдать предпочтение Прибою ( ламповому).Поэтому Прибой продал, разочаровавшись в ламповом звуке. Хотя , быть может, 35 АС 212 не раскрыли потенциала лампы?
 
на импорте параллельно резисторам местной токовой ос с современными транзисторами надо хотя бы по 47 пф керамику ставить.проверено
 
звуколюб, а усилитель П.Зуева собирать побывали ? Тоже очень достойный усилитель, я уже несколько экземпляров на разных платах собрал, впечатления только положительные.
 
У Арсланова в нынешнем варианте на выходе 819 и 18 в металле, импорт предвыход 4793 и 1837 ( когда поставил их на радиаторы выходные поменьше грется стали, ток где-то 120- 150 ма), 547 и 557 после 544уд2 в металле. Емкостей не ставил, на осциллографе не гонял, каюсь.Но звук отменный . Брагин 1 тоже великолепен, но на мой взгляд суховат, стерилен как бы. В данный момент прослушиваю на широкополосниках кинап, 44 модели, кубики. Про басы ( гудеж) как бы молчу, но середка и верха ( что я слышу)- великолепны. Вообще, как сказал уважаемый мною и не только автор Александр Александрович, усилитель и акустика должны рассматриваться в комплексе. Конструирование отдельно усилителей без учета их работы на конкретную акустику- тупиковы путь. Как то я путанно это объяснил, но с этим я категорически согласен.
 
К сожалению, время не позволяет. Пытался собрать Зуева 84 года давно, не получилось. Где то косяк совершил. А детальки тогда дорогие были.
 
и все таки конденсаторы небольшой емкости в арасланове полезны. но больше 75пф не советую
 
Назад
Сверху