• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

ЛК- лунный пилотируемый модуль СССР по программе Н1-Л3

Пока корпуса сборок сохнут, из пишущих узлов шариковых ручек при помощи шуруповерта, напильника, сверл и алмазного отрезного диска и фигурного бора изготавливаются сопла двигателей, отвечающих за тангаж и рысканье. Сопла попарно склеиваются и оборачиваются в алюминиевую ленту-самоклейку.
 

Вложения

  • 726.webp
    726.webp
    38.5 KB · Просмотры: 22
  • 725.webp
    725.webp
    26.9 KB · Просмотры: 29
  • 729.webp
    729.webp
    23.2 KB · Просмотры: 27
  • 727.webp
    727.webp
    35.5 KB · Просмотры: 25
  • 728.webp
    728.webp
    32.2 KB · Просмотры: 24
После сушки корпуса сборок обработаны напильником и шкуркой, после чего соединены с соплами. Сопла, отвечающие за закрутку ЛК, изготовлены из латунной трубки и вклеены в корпуса.
 

Вложения

  • 730.webp
    730.webp
    15.6 KB · Просмотры: 23
  • 731.webp
    731.webp
    14.7 KB · Просмотры: 29
Двигательные сборки ориентации ЛК устанавливаются на консоли блока ориентации, а собранный блок , в свою очередь, занимает штатное место над кабиной космонавта.
 

Вложения

  • 732.webp
    732.webp
    45.8 KB · Просмотры: 94
  • 733.webp
    733.webp
    13.9 KB · Просмотры: 25
  • 734.webp
    734.webp
    19.9 KB · Просмотры: 26
  • 735.webp
    735.webp
    26.6 KB · Просмотры: 31
  • 736.webp
    736.webp
    19.1 KB · Просмотры: 26
  • 737.webp
    737.webp
    26.7 KB · Просмотры: 89
Ну, я так думаю, что полет советских космонавтов на Луну не должен был закончиться только закреплением на ее поверхности древка с флагом СССР. Помимо сбора лунного грунта наверняка была запланирована еще какая-то научная программа - расстановка научного оборудования- сейсмографа, зеркального уголкового отражателя, детектора излучений и т.д. И все это необходимо было привезти на Луну, а для этого нужны были контейнеры, закрепленные на раме ЛК. В сохранившихся до наших времен образцах ЛК никаких контейнеров нет, поэтому приходится немного фантазировать и делать модель по мотивам.
Решено изготовить две пары контейнеров, несколько отличающихся друг от друга по форме и размерам. Для их изготовления применен листовой пластик и проволока. Первыми собраны контейнеры большего размера.
 

Вложения

  • 743.webp
    743.webp
    23.5 KB · Просмотры: 22
  • 744.webp
    744.webp
    15.2 KB · Просмотры: 30
  • 742.webp
    742.webp
    23.7 KB · Просмотры: 21
  • 740.webp
    740.webp
    39.9 KB · Просмотры: 71
  • 739.webp
    739.webp
    83.5 KB · Просмотры: 39
  • 738.webp
    738.webp
    46.4 KB · Просмотры: 100
  • 741.webp
    741.webp
    22 KB · Просмотры: 24
Следом за ним из листового пластика вырезаны и склеены пара контейнеров меньшего размера.
 

Вложения

  • 745.webp
    745.webp
    31.2 KB · Просмотры: 25
  • 746.webp
    746.webp
    21.4 KB · Просмотры: 24
  • 747.webp
    747.webp
    19.2 KB · Просмотры: 27
  • 748.webp
    748.webp
    17.6 KB · Просмотры: 20
После чего контейнеры установлены при помощи проволочных штифтов на раме ЛПА ЛК.
 

Вложения

  • 750.webp
    750.webp
    33 KB · Просмотры: 44
  • 749.webp
    749.webp
    35.7 KB · Просмотры: 55
Леонид, вот это очень интересно, первый раз слышу о такой технологии ?... :)
 
Нельзя ли об этом подробнее?

О работе над программой пилотируемого полета советских космонавтов на Луну очень подробно описано в книге конструктора Филина "Воспоминания о лунном корабле" Книга есть в интернете, очень советую прочитать, узнаете много интересного. Я несколько исказил информацию, написав, что использовалась титановая стружка.На самом деле использовалась титановая гофрированная лента. Эту ошибку я в тексте выше исправил.
А вот отрывок из книги о выборе энергопоглотителя удара при прилунении:

Вернемся к энергопоглотителям. Первое, что приходило в голову, это использовать в качестве энергопоглотителя пружины и обыкновенный храповник, но диаграмма обжатия у пружины показывает, что поглощается всего 50 % энергии от возможной. Предлагались срезные амортизаторы, которые представляли собой резец, снимающий стружку с поршня. Есть и такие в технике. Но у таких поглотителей настолько велик разброс характеристик, что, несмотря на полную диаграмму поглощения энергии, от их применения отказались. Не сразу мы пришли к убеждению, что для нашего корабля в трубах-опорах следует использовать сотовые пакеты из металлической фольги. Стали подбирать вначале фольгу, потом ячейку, от этого выбора зависела сила сопротивления. Пришлось отказаться от алюминиевой фольги — не смогли подобрать необходимую величину силы сопротивления. Предложили титановую фольгу. Она по своим свойствам теоретически нас устраивала, но как изготовить эти вкладыши? Стали изготавливать пакеты путем намотки в рулон гофрированной ленты и сразу же прихватывали слои точечной сваркой. Такие сотовые вкладыши обладали одним очень важным свойством: они пропускали через себя вполне определенную силу, причем обладали стабильными свойствами, несмотря на технологические отклонения в изготовлении. За счет потери устойчивости отдельных сотовых ячеек они при обжатии выдавали одну и ту же силу сопротивления. Не обошлось и без курьезов. В первый момент времени происходил некоторый заброс по величине этой силы. Но это убрать оказалось не так сложно. Ввели предварительное небольшое технологическое обжатие. Так и получили вкладыши, позволяющие эффективно гасить посадочные скорости.
 
Оформление экстерьера ЛК продолжается.
В описании конструкции ЛК дается информация, что на раме ЛПУ крепилась комплексная исследовательская установка (КИУ) массой 105 кг, в состав которой входил операционный манипулятор "ААЛ" массой 59,17кг и электробур с ресурсом работы 60мин.
Стал искать информацию по КИУ и ААЛ, но никаких подробностей в Сети не нашел.
Какую-то часть информации удалось снять с рисунка, на котором изображен ЛК, космонавт на Луне в скафандре "Кречет", расставленные на поверхности Луны приборы и буровая установка на раме ЛПУ, а также какая-то маленькая самобеглая коляска с приемной рамкой-катушкой.
С конструкцией буровой установки заморачиваться не стал, все их конструкции были отработаны на лунных станциях-автоматах. Поэтому за основу взял буровую установку с АМС "Луна-24", но всю ее повторять на стал, а взял только бурильный станок, отбросив верхнюю часть установки, где находилось устройство для автоматической закладки добытого керна в спускаемый аппарат ракеты "Луна-Земля"
 

Вложения

  • 751.webp
    751.webp
    54.2 KB · Просмотры: 100
  • 752.webp
    752.webp
    48 KB · Просмотры: 45
  • 753.webp
    753.webp
    53 KB · Просмотры: 109
  • 754.webp
    754.webp
    25.5 KB · Просмотры: 39
  • 755.webp
    755.webp
    45.4 KB · Просмотры: 29
  • 756.webp
    756.webp
    44.2 KB · Просмотры: 59
Для изготовления деталей электробура понадобился листовой пластик, латунная трубка, инъекционные иглы, полоска листовой латуни от фотоэчета.
Из пластика и инъекционных игл был собран корпус редуктора с приводом буровой штанги.
Направляющая каретка была спаяна из листовой латуни и латунных трубок.
Рама с направляющими для корпуса редуктора была спаяна из латунных трубок (вполне возможно, что это и есть тот самый операционный манипулятор "ААЛ")
 

Вложения

  • 759.webp
    759.webp
    31.8 KB · Просмотры: 24
  • 758.webp
    758.webp
    20.8 KB · Просмотры: 27
  • 757.webp
    757.webp
    14.8 KB · Просмотры: 14
Производим сборку деталей и получаем в итоге буровую установку, в которой каретка с корпусом редуктора и приводом может перемещаться по направляющим, вводя тем самым буровую колонку в грунт.
 

Вложения

  • 760.webp
    760.webp
    13.9 KB · Просмотры: 29
  • 761.webp
    761.webp
    14 KB · Просмотры: 34
  • 762.webp
    762.webp
    27.9 KB · Просмотры: 18
Бур установлен на раму ЛПУ, к нему подведены кабеля электропитания от аккумуляторных батарей, размещенных в блоке на раме ЛПУ. Пока все стоит косо-криво, но при окончательной сборке, после покраски, все будет приглажено и причесано.
 

Вложения

  • 763.webp
    763.webp
    29.7 KB · Просмотры: 77
  • 764.webp
    764.webp
    32.5 KB · Просмотры: 30
А далее работа продолжается над заполнением внешней поверхности кабины космонавта, лежащей на обратной стороне от выходного люка. А здесь сосредоточены элементы стыковочного узла кабель-мачты, соединяющей взлетную ступень с посадочной, а также узел приборов, отвечающих за газо- водораспределение на ЛК
 

Вложения

  • 765.webp
    765.webp
    61.5 KB · Просмотры: 28
  • 766.webp
    766.webp
    77.9 KB · Просмотры: 45
Работа начинается с приемного устройства кабель-мачты, установленного на боковой поверхности приборного отсека.
Для его изготовления понадобилась пластинка листового алюминия, листовой пластик, инъекционная игла, латунная трубка, литники.
Заготовки нарезаны, металлические части спаяны и согнуты в нужную конфигурацию, которая отслеживается по фотоснимкам, плата размечена и просверлена и все детали собраны в узел, который установлен на свое штатное место.
 

Вложения

  • 768.webp
    768.webp
    33.7 KB · Просмотры: 30
  • 773.webp
    773.webp
    12.5 KB · Просмотры: 29
  • 772.webp
    772.webp
    26.2 KB · Просмотры: 29
  • 771.webp
    771.webp
    26.9 KB · Просмотры: 22
  • 770.webp
    770.webp
    29 KB · Просмотры: 22
  • 769.webp
    769.webp
    38.5 KB · Просмотры: 27
  • 767.webp
    767.webp
    53.2 KB · Просмотры: 28
Следом идет работа над распредустройством. Для его изготовления понадобился листовой пластик, горошина от четок и латунные трубки, для имитации многочисленных соединителей.
Пластик нарезан в заготовки и склеен в конструкцию, несколько похожую на то, что изображено на фото.
 

Вложения

  • 775.webp
    775.webp
    53 KB · Просмотры: 42
  • 781.webp
    781.webp
    18.4 KB · Просмотры: 22
  • 780.webp
    780.webp
    17.2 KB · Просмотры: 31
  • 779.webp
    779.webp
    17.9 KB · Просмотры: 23
  • 778.webp
    778.webp
    14.6 KB · Просмотры: 19
  • 777.webp
    777.webp
    23 KB · Просмотры: 22
  • 776.webp
    776.webp
    19.2 KB · Просмотры: 35
  • 774.webp
    774.webp
    57.5 KB · Просмотры: 31
После сушки в пластике были просверлены установочные отверстия, в которые вклеены отрезки латунных трубок.
 

Вложения

  • 782.webp
    782.webp
    24.1 KB · Просмотры: 27
  • 783.webp
    783.webp
    24.2 KB · Просмотры: 26
  • 784.webp
    784.webp
    20.5 KB · Просмотры: 23
  • 785.webp
    785.webp
    25.4 KB · Просмотры: 24
Приемное устройство кабель-мачты и распредустройство установлены на кабину космонавта. Теперь после покраски предстоит кропотливая работа по их обвязке электрожгутами и трубопроводами.
 

Вложения

  • 786.webp
    786.webp
    33 KB · Просмотры: 22
  • 787.webp
    787.webp
    31 KB · Просмотры: 26
А перед данной процедурой из латунной трубки спаяна конструкция откидной штанги кабель-мачты с держателями для крепления трубопроводов.
 

Вложения

  • 788.webp
    788.webp
    16.5 KB · Просмотры: 23
  • 789.webp
    789.webp
    19.4 KB · Просмотры: 26
  • 790.webp
    790.webp
    19.3 KB · Просмотры: 26
Назад
Сверху