• Добро пожаловать на компьютерный форум Tehnari.ru. Здесь разбираемся с проблемами ПК и ноутбуков: Windows, драйверы, «железо», сборка и апгрейд, софт и безопасность. Форум работает много лет, сейчас он переехал на новый движок, но старые темы и аккаунты мы постарались сохранить максимально аккуратно.

    Форум не связан с магазинами и сервисами – мы ничего не продаём и не даём «рекламу под видом совета». Отвечают обычные участники и модераторы, которые следят за порядком и качеством подсказок.

    Если вы у нас впервые, загляните на страницу о форуме и правила – там коротко описано, как задать вопрос так, чтобы быстро получить ответ. Чтобы создавать темы и писать сообщения, сначала зарегистрируйтесь, а затем войдите под своим логином.

    Не знаете, с чего начать? Создайте тему с описанием проблемы – подскажем и при необходимости перенесём её в подходящий раздел.
    Задать вопрос Новые сообщения Как правильно спросить
    Если пришли по старой ссылке со старого Tehnari.ru – вы на нужном месте, просто продолжайте обсуждение.

ЛК- лунный пилотируемый модуль СССР по программе Н1-Л3

Щель между корпусом двигательного отсека и нижним основанием корпуса посадочного агрегата закрывается кольцом, на котором впоследствии будет крепиться конструкция отражателя.
 

Вложения

  • 388.webp
    388.webp
    37.4 KB · Просмотры: 46
  • 387.webp
    387.webp
    46.7 KB · Просмотры: 39
Из листового пластика вырезаны элементы конструкции и склеены в опоры, на которые будет произведено закрепление кабины космонавта на корпусе посадочного агрегата.
 

Вложения

  • 389.webp
    389.webp
    19.4 KB · Просмотры: 41
  • 390.webp
    390.webp
    19 KB · Просмотры: 42
Склеенные опоры установлены на клею на боковую конусную поверхность верхней части посадочного агрегата. В них вклеены разъемы электрических и газовых сетей, выполненные из отрезков инъекционной иглы. В конусе прорезаны ножом технологические отверстия.
 

Вложения

  • 391.webp
    391.webp
    27.9 KB · Просмотры: 36
  • 392.webp
    392.webp
    20.5 KB · Просмотры: 91
  • 393.webp
    393.webp
    30.4 KB · Просмотры: 36
  • 394.webp
    394.webp
    28.3 KB · Просмотры: 41
Подошло время задуматься о ногах, на которых должен стоять комплекс ЛК на Луне.
Для изготовления опорных стоек с амортизаторами решено применить телескопические радиоантенны малого диаметра.
 

Вложения

  • 394-1.webp
    394-1.webp
    62.3 KB · Просмотры: 42
  • 394-2.webp
    394-2.webp
    60.6 KB · Просмотры: 44
  • 395.webp
    395.webp
    119.3 KB · Просмотры: 35
При помощи надфиля аккуратно освобождаем антенну от узла резьбового крепления и производим разборку антенны на составляющие, сохраняя в неприкосновенности центрирующие вкладыши.
 

Вложения

  • 397.webp
    397.webp
    44.4 KB · Просмотры: 37
  • 400.webp
    400.webp
    57.5 KB · Просмотры: 38
  • 399.webp
    399.webp
    68.5 KB · Просмотры: 40
  • 398.webp
    398.webp
    55.4 KB · Просмотры: 23
  • 396.webp
    396.webp
    68 KB · Просмотры: 44
После чего при помощи отрезного круга производится нарезка трубок на мерные заготовки.
 

Вложения

  • 401.webp
    401.webp
    40.2 KB · Просмотры: 33
  • 402.webp
    402.webp
    69.9 KB · Просмотры: 27
  • 403.webp
    403.webp
    66.3 KB · Просмотры: 39
  • 404.webp
    404.webp
    67.8 KB · Просмотры: 34
Поскольку один из концов трубки имеет завальцовку, чтобы вставляемая в нее следующая трубка не люфтила, то и на обрезанных концах трубок тоже при помощи шуруповерта и твердой оправки (в данном случае пинцета)производится завальцовка края обрезанной трубки. Затем сверлом с диаметром вставляемой трубки производится калибровка завальцованного отверстия. После чего трубка готова к сборке.
 

Вложения

  • 405.webp
    405.webp
    38.4 KB · Просмотры: 29
  • 406.webp
    406.webp
    20.3 KB · Просмотры: 41
Сборка опорной стойки из трех крайних звеньев антенны производится в порядке, обратном разборке , с применением центрирующих вкладышей из соответствующих звеньев антенны. В итоге имеем четыре штуки собранных телескопических заготовок опорных стоек.
 

Вложения

  • 407.webp
    407.webp
    103.5 KB · Просмотры: 41
  • 409.webp
    409.webp
    62.3 KB · Просмотры: 38
  • 408.webp
    408.webp
    79.8 KB · Просмотры: 46
Шарнирный узел стойки вытачивается их алюминиевой спицы Ф4мм, обрабатывается напильником и в нем сверлится отверстие под ось. После чего шарнир вклеивается в стойку.
 

Вложения

  • 410.webp
    410.webp
    48.6 KB · Просмотры: 22
  • 411.webp
    411.webp
    98.8 KB · Просмотры: 44
  • 412.webp
    412.webp
    118.5 KB · Просмотры: 43
На 1/3 от поверхности на опорной стойке располагается еще один шарнир, к которому крепятся подкосы с амортизаторами. Данный шарнир выполняется с некоторым упрощением из имеющихся в "заначке" заготовок контактов от микродвигателей. Контакты центруются и сверлятся на Ф0,6мм.
 

Вложения

  • 412-1.webp
    412-1.webp
    23.7 KB · Просмотры: 39
  • 412-2.webp
    412-2.webp
    26.1 KB · Просмотры: 40
  • 413.webp
    413.webp
    43.6 KB · Просмотры: 39
  • 414.webp
    414.webp
    29.6 KB · Просмотры: 37
  • 415.webp
    415.webp
    37.2 KB · Просмотры: 46
Затем в трубке из 4-го звена антенны сверлится пара установочных отверстий по углом 30 градусов, в них впаиваются просверленные контакты. Излишки припоя убираются надфилем,после чего от трубки отрезается заготовка с двумя шарнирными узлами, которая при помощи цианокрила устанавливается на опорную стойку. В результате имеем четыре опорные стойки с шарнирными узлами.
 

Вложения

  • 417.webp
    417.webp
    37.2 KB · Просмотры: 43
  • 421.webp
    421.webp
    90.2 KB · Просмотры: 36
  • 420.webp
    420.webp
    44.4 KB · Просмотры: 36
  • 419.webp
    419.webp
    96.8 KB · Просмотры: 40
  • 418.webp
    418.webp
    31.3 KB · Просмотры: 26
  • 416.webp
    416.webp
    71.1 KB · Просмотры: 41
Подкосы с амортизаторами собираются из инъекционных игл Ф2мм, Ф1,2мм и алюминиевой ленты-самоклейки. В результате проведенной работы в руках находится комплект опорных стоек и подкосов с амортизаторами, готовыми к установке на корпусе посадочного агрегата ЛК.
 

Вложения

  • 421-1.webp
    421-1.webp
    44.6 KB · Просмотры: 33
  • 421-2.webp
    421-2.webp
    67.7 KB · Просмотры: 89
  • 422.webp
    422.webp
    60.5 KB · Просмотры: 88
  • 423.webp
    423.webp
    49.2 KB · Просмотры: 89
Для их установки из проволоки Ф0,5мм изготовлены установочные элементы, а из листового алюминия вырезаны и просверлены упрощенные шарнирные устройства, которые вклеиваются в нижнее основание посадочного блока.
 

Вложения

  • 424.webp
    424.webp
    51.6 KB · Просмотры: 28
  • 426.webp
    426.webp
    32.2 KB · Просмотры: 43
  • 425.webp
    425.webp
    36.7 KB · Просмотры: 43
Вот теперь уже можно поставить посадочный модуль "на ноги". Пропускаем установочные элементы в отверстия шарниров, нанизываем на них подкосы. Верхний шарнир опорной стойки закрепляем осью в проеме шарнира корпусной опоры, а в нижние шарнирные узлы на клею вводим предварительно обрезанные в размер концы установочных элементов из проволоки. В итоге получили жесткую замкнутую конструкцию опорного агрегата. Клиренс между поверхностью и днищем посадочного блока может изменяться в нужных пределах за счет телескопических опорных стоек.
 

Вложения

  • 427.webp
    427.webp
    43.8 KB · Просмотры: 41
  • 428.webp
    428.webp
    34.1 KB · Просмотры: 90
  • 429.webp
    429.webp
    31.8 KB · Просмотры: 37
Помимо угловых, спаренных раскосов на корпусе посадочного блока, принимающих на себя при посадке основную нагрузку от посадочных опор, в конструкцию встроены еще два вида Х-образных раскосов с разными линейными размерами. Для получения одинаковых заготовок из жести было вырезано два шаблона и уже по ним нарезаны из листового пластика новые раскосы, которые тут же были вклеены на свои штатные места.
 

Вложения

  • 430.webp
    430.webp
    45.7 KB · Просмотры: 15
  • 431.webp
    431.webp
    22.9 KB · Просмотры: 35
  • 432.webp
    432.webp
    48.7 KB · Просмотры: 42
  • 433.webp
    433.webp
    41.9 KB · Просмотры: 36
  • 434.webp
    434.webp
    28.2 KB · Просмотры: 20
  • 435.webp
    435.webp
    26.5 KB · Просмотры: 95
А теперь можно установить между раскосами на посадочной ступени шарообразные баллоны со сжатым воздухом и азотом. В наличии есть запас таких масштабных (М1/35) смоляных баллонов от модели космического корабля "Восток-1". Отделяем баллоны от литника, зачищаем от облоя и сверлим в основании баллонов отверстия, в которые вклеиваются установочные штифты. В корпусе сверлятся ответные отверстия в которые (пока без клея) вставляются на штифтах баллоны.
 

Вложения

  • 436.webp
    436.webp
    21.1 KB · Просмотры: 44
  • 442.webp
    442.webp
    25.8 KB · Просмотры: 22
  • 441.webp
    441.webp
    24.7 KB · Просмотры: 22
  • 440.webp
    440.webp
    28.5 KB · Просмотры: 39
  • 439.webp
    439.webp
    23.9 KB · Просмотры: 22
  • 438.webp
    438.webp
    15.5 KB · Просмотры: 37
  • 437.webp
    437.webp
    15 KB · Просмотры: 21
На корпусе посадочного агрегата на трубчатых раскосах закреплен навесной приборный отсек. Для его изготовления вырезаются заготовки из листового пластика, склеиваются в блоки и подвергаются мех.обработке напильником до придания соответствующей формы. После чего блоки склеиваются в корпус навесного отсека. Многочисленные трубчатые раскосы выполнены из латунной трубки Ф 0,8мм и Ф 0,5мм.
 

Вложения

  • 446.webp
    446.webp
    20.2 KB · Просмотры: 37
  • 445.webp
    445.webp
    25.6 KB · Просмотры: 36
  • 444.webp
    444.webp
    24.7 KB · Просмотры: 16
  • 442-2.webp
    442-2.webp
    67.2 KB · Просмотры: 53
  • 442-1.webp
    442-1.webp
    81 KB · Просмотры: 48
  • 443.webp
    443.webp
    31.9 KB · Просмотры: 20
  • 447.webp
    447.webp
    19.9 KB · Просмотры: 31
  • 448.webp
    448.webp
    22.2 KB · Просмотры: 36
  • 449.webp
    449.webp
    17.7 KB · Просмотры: 32
На внешней поверхности навесного приборного отсека размещены платы с разъемами ШР и пневморазъемами, а по поверхности проложена трубка системы терморегулирования отсека. Из подручных материалов (медной и алюминиевой проволоки, припоя, листового пластика) повторяем рисунок внешнего вида навесного блока.
 

Вложения

  • 450.webp
    450.webp
    58.2 KB · Просмотры: 58
  • 451.webp
    451.webp
    11 KB · Просмотры: 41
  • 452.webp
    452.webp
    9.4 KB · Просмотры: 44
  • 453.webp
    453.webp
    11.2 KB · Просмотры: 30
  • 454.webp
    454.webp
    10.2 KB · Просмотры: 30
А вот дальше начинается самое интересное. Образцы ЛК, находящиеся в настоящее время в спецлабораториях МАИ и МВТУ им. Баумана, а также на музейных и выставочных площадках довольно прилично разукомплектованы, а с музейных так вообще много чего срезано, а все оставшееся отполировано или покрашено.
Если внимательно рассматривать фото из МАИ и МВТУ, то на них можно узреть большое количество трубок с накидными гайками ни к чему не привернутыми и висящими в воздухе. А по контуру посадочного агрегата осталось много не заполненных раскосов, а ведь на них было что-то закреплено.
А сейчас речь пойдет о радиооборудовании, применяемом для произведения мягкой посадки космических станций и кораблей на другие планеты. Во-первых-необходим импульсный радиовысотомер, который применяется для измерения высоты полета станции над поверхностью планеты и по замерам которого производится включение и выключение посадочных двигателей на траектории спуска. Данные радиовысотомеры были разработаны для осуществления мягкой посадки на Луну станций "Луна-9" и "Луна-13". Также данные импульсные высотомеры были применены для посадки на Луну последующих тяжелых автоматических станций с "Луноходами" и с буровыми установками и возвращаемыми на Землю ракетами с лунным грунтом.
 

Вложения

  • 454-1.webp
    454-1.webp
    136.3 KB · Просмотры: 23
  • 458.webp
    458.webp
    23.1 KB · Просмотры: 42
  • 457.webp
    457.webp
    33.3 KB · Просмотры: 26
  • 456.webp
    456.webp
    118.2 KB · Просмотры: 48
  • 455.webp
    455.webp
    113.5 KB · Просмотры: 32
  • 454-2.webp
    454-2.webp
    41.2 KB · Просмотры: 45
Если для станций "Луна-9"и "Луна-13"скорость бокового сноса не играла заметной роли и по этой причине ничем не измерялась, то на тяжелых станциях, которые доставляли на поверхность Луны технику, боковой снос мог обернуться переворачиванием станции при прилунении.
Для замера скорости сноса на станциях данной серии был разработан посадочный радиолокатор ПРЛ"Планета"ДА-018.Принцип его работы совпадал с работой доплеровских измерителей скорости сноса (ДИСС), широко применяемых в современной авиации на самолетах и вертолетах. По показаниям ПРЛ автоматика парировала снос с помощью корректирующих двигателей и позволяла произвести плавную вертикальную посадку.
 

Вложения

  • 459.webp
    459.webp
    161.2 KB · Просмотры: 32
  • 460.webp
    460.webp
    61.3 KB · Просмотры: 36
  • 460-.webp
    460-.webp
    49.6 KB · Просмотры: 42
  • 461.webp
    461.webp
    26 KB · Просмотры: 53
  • 462.webp
    462.webp
    64.4 KB · Просмотры: 49
Назад
Сверху