Для начала небольшая историческая справка о работах о первых советских АМС, создаваемых для изучения Марса.
Космическая станция Марс 1М
В 1958 году в полном разгаре были работы по лунным зондам, начала летать трёхступенчатая ракета-носитель "Луна", а С.П.Королёв уже думал над следующим шагом. Началась разработка четырёхступенчатой ракеты, которая позже получила индекс 8К78 и название "Молния". Эта ракета могла вывести полторы тонны к Луне, либо одну тонну к Марсу или Венере.
Оставался межпланетный аппарат. Тогда же в ОКБ Королева начали разработку аппарата серии 1М. Хорошо было то, что многие элементы (фотокамеру, системы ориентации и навигации) взяли со станции Луна-3, которые были испытаны при успешном полёте станции к Луне.
"Марсник" (по созвучию со "спутником") - такое название дала американская пресса двум аппаратам серии 1М (первый на марс) разработки ОКБ-1 Королёва. (они же Марс1960 А и Марс1960 В.)
Академик Мстислав Келдыш записал три цели первых миссий на Марс:
1. Фотографирование планеты с охватом одной из полярных областей.
2. Исследовать Марс в инфракрасном диапазоне с целью найти признаки жизни, растений, либо просто органических соединений.
3. Исследовать Марс в ультрафиолетовом диапазоне - тогда можно будет узнать состав марсианской атмосферы.
Стартовое окно к Марсу открывалось в 1960 и 1962 годах. Королёв хотел пропустить окно 1960 года, ракета и аппарат были к нему не готовы, да и американцы назначили свои пуски на 1962. Но Хрущёв был более озабочен планами американцев, к тому же он собирался посетить США, и неплохо было бы подкрепить его визит успехом советской науки. В общем под давлением политиков торопились успеть подготовить аппарат к запуску в 1960 году, хотя большинство инженеров считали такие сроки нереальными. Оптимальная дата запуска выпадала на 27 сентября, в марте было выдано задание на проведение подготовительных работ.
Станция имела цилиндрический корпус диаметром 1,05 метра, корпус был заполнен азотом под давлением 1,2 атмосферы. Внутри корпуса располагалась фотокамера, снимающая через иллюминатор, все остальные приборы - снаружи корпуса. В полукруглом куполе находился корректирующий двигатель КДУ-414 разработки Исаева, тягой 1,96 кН и работающий на гептиле и азотной кислоте.
Солнечные батареи имели площадь два квадратных метра. Двигатели ориентации на сжатом азоте по сигналу солнечного датчика разворачивали станцию батареями к солнышку. Связь станции с Землей осуществлялась посредством параболической антенны диаметром 2,33 метра, покрытой медной сеткой. Связь могла быть обеспечена только при ориентации антенны на Землю (в случае с аналогичной "Венерой-1" ориентация подвела и связь была потеряна). Для большей надёжности на солнечных батареях находились две крестообразные полунаправленные антенны, а на штанге магнитометра - всенаправленная антенна. Но связь через них могла быть установлена лишь недалеко от Земли.
Из научных приборов были: магнитометр для определения магнитного поля Марса, детекторы космической радиации, детектор микрометеоритов, инфракрасный радиометр для измерения температуры Марса, фотокамера и два спектрометра - инфракрасный и ультрафиолетовый.
Оптимальная дата запуска была 27 сентября. 20 сентября некоторые приборы были ещё на своих заводах, 27-го станцию собрали вместе, но испытания даже не начались. В ходе испытаний находились всё новые неполадки, их исправляли, разбирали, собирали, находились новые. Оптимальный срок прошёл, чтобы улететь в неоптимальный срок, надо было уменьшить массу. Сняли самые тяжёлые приборы - фотокамеру и оба спектрографа (инфракрасный спектрограф при испытаниях не смог обнаружить жизнь в Казахстанской степи).
На космодром аппарат 1М №1 прибыл 8 октября, запуск - 10 октября. Вместо Марса долетел до Сибири - авария третьей ступени. Её также готовили в спешке. С ещё не готовой и собираемой в такой же спешке ракетой проблем было не меньше, чем с межпланетными станциями. 12 октября аварию потерпела вторая станция, тоже по вине третьей ступени - на этот раз двигатель этой ступени просто не запустился.
Что интересно, в день второго запуска, 12 октября, Хрущёв выступал на собрании ООН в Нью-Йорке (знаменитая "речь с ботинком") и в его портфеле была модель станции 1М, которой он собирался размахивать, рекламируя достижения Советского Союза. Но добрая весть о запуске не пришла, и модель осталась в портфеле скрытой от публики. В советских источниках никакой информации об этих аппаратах нет, в современных тоже немного..
Программа «1М» должна была стать первой в мире экспедицией к другой планете, но потерпела неудачу вследствие отказа ракет-носителей. На межпланетную трассу вышла АМС "Венера-1" , которая по конструкции была аналогична аппаратам серии 1М, но у этой АМС связь с Землей была потеряна из-за нарушения работы блока ориентации остронаправленной параболической антенны.
В 1961 году на базе серии 1М было разработано второе поколение межпланетных станций, «2МВ»(Венера-Марс), масштабную модель которой я и имею желание изготовить.